Автомобиль оказался неисправным. Продавцы не спешат возвращать деньги или обменять на аналогичный. Святое писание незыблемо - «Технически сложные товары, обмену и возврату не подлежат».
До недавнего времени так и было, что-то сломалось, автосалон отремонтировал, ездить будет–оснований для обмена нет, деньги не вернут.
Верховный Суд РФ разобрался в подобных случаях и разъяснил, что делать покупателю.
Случай из судебной практики:
Гражданин купил в автосалоне новую машину.
С первых дней, в автомобиле стали возникать неполадки. Продавец безвозмездно устранял, но появлялись новые дефекты, повторно проявлялись старые.
В первые 15 дней, со дня покупки машины, покупатель вновь и вновь обращался в автосалон с жалобами.
На автосервисе проводили диагностику, исправляли дефекты. Когда очередная неисправность стала угрожать безопасной эксплуатации автомобиля, покупатель обратился с претензией к автосалону и потребовал в 10-дневный срок заменить автомобиль на аналогичный, соответствующего качества, или вернуть уплаченные по договору деньги.
Продавец отказал, но предложил регулярно ремонтировать автомобиль за свой счёт в пределах гарантийного срока.
Дело дошло до суда. Провели экспертизу, дефекты, неисправности подтвердились.
Суд в иске отказал.
Покупатель дошёл до Верховного Суда РФ, спор выиграл.
Позиция суда:
- Автомобили легковые входят в Перечень технически сложных товаров.
- в отношении таких товаров, потребитель в течение 15 дней, со дня передачи автомобиля, в случае выявления недостатков может отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать:
1. Возврата денег, уплаченных за такой товар.
2. Требовать замены на товар этой же марки или на такой же товар другой марки с перерасчётом покупной цены.
Важные детали:
-не имеют значения факты, являются эти недостатки существенными или нет, препятствуют использованию товара по его прямому назначению или нет, поскольку эти обстоятельства подлежат правовой оценке только по истечении 15-дневного срока.
-Продавец не представил достоверных доказательств о передаче покупателю исправного товара, как обязывает Закон «О защите прав потребителей».
Что делать с поломками, которые возникли позднее 15 дней?
Товар обменяют или вернут средства:
- Обнаружился существенный недостаток товара (выявляется неоднократно, проявляется вновь после устранения, необходимо длительное время для устранения, расходы, соизмеримые со стоимостью товара или выше);
- Срок устранения недостатков товара нарушен (не более 45 дней);
- Невозможно пользоваться товаром в течение более чем 30 дней в каждом году гарантийного срока по причине неоднократного исправления недостатков.
Презумпция: Потребитель всегда прав! – жива.
Прав не потому, что так гласит Закон, а потому что покупатель сделал верный выбор, выбрал надёжного продавца, поверил в его репутацию и купил его товар. Задача продавца – оправдать надежды покупателя, создать стойкую иллюзию «места, где исполняются мечты» и побудить желание вернуться вновь.
Подробности можно прочитать в Определениях Верховного Суда РФ от 10.10.2017 г. № 4-КГ17-53, от 16 декабря 2014 г. № 34-КГ14-10.
Сталкивались ли вы с подобными ситуациями, и какой удалось найти выход?
Если понравилась статья, ставьте лайки, подписывайтесь на канал.