Найти тему

Откуда взялись "каменные бабы" половцев в Подмосковье?

(Продолжение. Начало здесь, здесь и здесь).

Недалеко от Троице-Сергиевой Лавры находится знаменитая усадьба Абрамцево, принадлежавшая писателю Сергею Аксакову (известен как автор сказки «Аленький цветочек), а затем предпринимателю и меценату Савве Мамонтову. Усадьба славится как место, где при первом владельце бывали писатели Н.В. Гоголь и И.С. Тургенев, а при втором – гостили и работали художники Илья Репин, Валентин Серов, Виктор Васнецов, Константин Коровин, Михаил Врубель и др. Одна из достопримечательностей усадьбы – два каменных половецких изваяния.

Половецкое изваяние рубежа XII-XIII веков из Донецкой области в экспозиции Исторического музея в Москве. (Фото автора). Изваяния, известные на Руси как «каменные бабы», ставились на возвышенных местах в честь умерших мужчин и женщин. Около них совершались культовые обряды и поминальные пиры. (Фото автора).
Половецкое изваяние рубежа XII-XIII веков из Донецкой области в экспозиции Исторического музея в Москве. (Фото автора). Изваяния, известные на Руси как «каменные бабы», ставились на возвышенных местах в честь умерших мужчин и женщин. Около них совершались культовые обряды и поминальные пиры. (Фото автора).
Карта южных границ Киевской Руси с половцами в Историческом музее в Москве.
Карта южных границ Киевской Руси с половцами в Историческом музее в Москве.

От Ярославля до Донбасса и обратно

Дед и отец Саввы, Федор Иванович и Иван Федорович, сделали состояние на винной торговле, а затем преуспели в иных сферах и передали будущему меценату приличное состояние. Однако Савва Иванович (1841-1918) с детства проявлял интерес не только к семейному «бизнесу», но и к искусству. Так, когда в 1864 году Савву послали на север Италии заниматься поставками шелка, он увлекся посещением миланской оперы «Ла Скала» и стал брать уроки вокала.

Портрет Саввы Мамонтова.
Портрет Саввы Мамонтова.

Впоследствии Савва Мамонтов финансировал постановки в своем частном театре, композиции к которым писали Сергей Рахманинов, Модест Мусоргский и Николай Римский-Корсаков, декорации создавали Исаак Левитан, Виктор Васнецов и Василий Суриков, а партии исполняли Федор Шаляпин и Татьяна Любатович. (Правда, меценатка-княгиня Мария Тенишева уже после смерти Мамонтова писала, что Савва Иванович держал театр только ради «подруги жизни», коей была Татьяна Любатович). А в 1874 году меценат открыл в Абрамцеве студию-мастерскую, где лично занимался лепкой и где работали его друзья-художники. Поэтому его внимание к искусству древних народов вполне объяснимо.

-4
Каменная баба (XI-XIII век), привезенная С.И. Мамонтовым из Харьковской губернии в 1870-х годах во время строительства Донецко-Мариупольской железной дороги. Культ каменных идолов («балбалов») принесли с собой половецкие (кипчакские) племена, перекочевавшие в середине XI века с Алтая в приднепровские и донецкие степи. Скульптуры были элементом погребального обряда и изображали умерших князей, военачальников и их жен. В опущенных к животу руках помещался ритуальный сосуд для жертвоприношений. Статуи выполнялись из песчаника и известняка и устанавливались на курганах и в святилищах. (Фото автора).
Каменная баба (XI-XIII век), привезенная С.И. Мамонтовым из Харьковской губернии в 1870-х годах во время строительства Донецко-Мариупольской железной дороги. Культ каменных идолов («балбалов») принесли с собой половецкие (кипчакские) племена, перекочевавшие в середине XI века с Алтая в приднепровские и донецкие степи. Скульптуры были элементом погребального обряда и изображали умерших князей, военачальников и их жен. В опущенных к животу руках помещался ритуальный сосуд для жертвоприношений. Статуи выполнялись из песчаника и известняка и устанавливались на курганах и в святилищах. (Фото автора).

Но почему именно половецкие изваяния? Дело в том, что после смерти отца в 1869 году наследовавший ему Савва Иванович в 28 лет стал членом правления общества Московско-Ярославской железной дороги, а в 1872 году был избран его директором. Он занимался ее дальнейшим развитием, в частности, решил провести железнодорожную ветку от Ярославля до Костромы и Кинешмы.

Каменная половецкая баба, привезенная Саввой Мамонтовым из донецких степей и установленная перед «Избушкой на курьих ножках» в псевдорусском стиле работы Васнецова (1883) в подмосковном имении Мамонтова – Абрамцеве. (Фото автора).
Каменная половецкая баба, привезенная Саввой Мамонтовым из донецких степей и установленная перед «Избушкой на курьих ножках» в псевдорусском стиле работы Васнецова (1883) в подмосковном имении Мамонтова – Абрамцеве. (Фото автора).

В 1875 году Министерство путей сообщения Российской империи приняло решение о создании Донецкой каменноугольной железной дороги, которая связала бы шахтерские поселки с Мариупольским портом. Концессию на ее строительство и получил Савва Мамонтов, создавший акционерное общество «Донецкая дорога». Из своих поездок на строительство Донецкой дороги, он и привез половецкие изваяния.

Облигация Донецкой железной дороги выпуска 1893 года номиналом в 125 рублей.
Облигация Донецкой железной дороги выпуска 1893 года номиналом в 125 рублей.

Коллегой и конкурентом Саввы Ивановича был С.С. Поляков, ранее получивший концессию на строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги (была проведена в 1869-70 годах). В этой связи известны такие слова Саввы Мамонтова: «Я не Самуил Поляков. Я — Савва Мамонтов, и от строительства каменноугольной дороги в Донбассе испытываю не стыд, а гордость. Я строю на века, ради потомков, а не ради барышей, даст Бог времени и сил — возьмусь за строительство морского порта в Мариуполе и вместе с классной железной дорогой, вместе с обновленным азовским флотом он может стать на зависть всему прочему миру!».

Паровозное депо станции Юзово (Донецк).
Паровозное депо станции Юзово (Донецк).

В 1878 году торжественно были открыты участки Донецкой дороги Никитовка-Дебальцево-Должанская, Дебальцево-Попасная-Краматорск, Дебальцево-Луганский завод. Управление дороги находилось в Луганске, рядом со станцией было построено первое на Донбассе железнодорожное училище. К 1879 году протяженность Донецкой каменноугольной железной дороги достигла 479 верст. На ней действовали 92 паровоза и 2 223 вагона. В 1880 году она была объединена с Константиновской железной дорогой.

Современный вид главного вокзала в Донецке до начала войны на Донбассе.
Современный вид главного вокзала в Донецке до начала войны на Донбассе.

Как Витте и Ротштейн Мамонтова подставили

Вдохновленный успехом, Савва Мамонтов с помощью тогдашнего министра финансов Сергея Витте родом из балтийских немцев (1849-1915) получил концессию на строительство новых железных дорог. Правда, вначале выданную концессию на строительство дороги Санкт-Петербург-Вологда-Вятка у Мамонтова отобрали после того, как министр юстиции Николай Муравьев уличил Витте в корыстных происках. По рекомендации Витте же, в 1890 году Савва Мамонтов продал Донецкую каменноугольную железную дорогу государству, чтобы получить средства на строительство Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.

Наброски Ильи Репина к портрету Сергея Витте.
Наброски Ильи Репина к портрету Сергея Витте.

Условием хитроумного Витте стало приобретение или аренда Мамонтовым судостроительного Невского завода, приносившего на тот момент убытки, Николаевского металлургического завода в Иркутске, нескольких чугунолитейных и горнодобывающих предприятий в Иркутской губернии, строительство вагоностроительного завода в Мытищах. Опять же по совету Витте, средства на реконструкцию этих предприятий Мамонтов взял в долг у Петербургского международного коммерческого банка во главе с А.Ю. Ротштейном, доверенным лицом министра финансов. В 1898 году предприниматель продал банкиру 1650 акций Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, получив ссуду под залог акций и векселей, принадлежавших семейству Мамонтовых.

Информационный стенд в Абрамцеве в наши дни. (Фото автора).
Информационный стенд в Абрамцеве в наши дни. (Фото автора).

В 1899 году Савва Иванович не смог оплатить долги по векселям банку Ротштейна и другим кредиторам. Министерство финансов назначило ревизию деятельности Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги: проверка выявила превышение сметы и финансовые нарушения. В 1890-98 годах Мамонтов финансировал реконструкцию заводов, которые ему подсунул Витте, за счет железнодорожного общества, что считалось неправомерным использованием средств. Мамонтова отстранили от управления делами, арестовали и на полгода посадили в одиночную камеру в Таганской тюрьме, где он коротал время за художественной лепкой.

После суда, на котором Савву Ивановича защищал знаменитый адвокат Ф.Н. Плевако, предпринимателя признали невиновным, но он остался крупным должником, а акции его компаний резко упали вследствие удара по репутации. Сумма исков кредиторов достигла 2,33 млн рублей, а имущество Мамонтова оценивалось в 2,66 млн рублей, так что к началу 1902 года предприниматель полностью расплатился с долгами. Однако для этого ему пришлось продать часть деловых активов и даже часть семейной недвижимости.

Художественная мастерская в Абрамцеве. (Фото автора).
Художественная мастерская в Абрамцеве. (Фото автора).

Интересно, что сразу после освобождения в 1900 году Савва Иванович отправился на Всемирную выставку в Париже, где был представлен портрет его дочери Веры Мамонтовой «Девочка с персиками», выполненный Валентином Серовым в Абрамцеве. На той же экспозиции демонстрировались майоликовые камины гончарной мастерской Мамонтова, за которые он получил золотую медаль. На выставке побывал и Сергей Витте, которого Савва Иванович надеялся лично посетить, но безуспешно.

«И Донецкой, и Архангельской дорогами мы обязаны одному и тому же человеку»

Савва Иванович разошелся с женой, с которой познакомился еще во время своей первой поездки в Италию, и поселился в московской усадьбе за Бутырской тюрьмой, куда из Абрамцева он перевез гончарную мастерскую. Его особняк на Садовой-Спасской улице был выставлен на торги вместе с художественной коллекцией, часть которой попала в Третьяковскую галерею в Москве, а часть - в Русский музей в Петербурге.

Церковь Спаса Нерукотворного (1881-82) в Абрамцеве построена по проекту В.М. Васнецова и В.Д. Поленова. В 1891-92 к ней была пристроена часовня над могилой Андрея Мамонтова. (Фото автора).
Церковь Спаса Нерукотворного (1881-82) в Абрамцеве построена по проекту В.М. Васнецова и В.Д. Поленова. В 1891-92 к ней была пристроена часовня над могилой Андрея Мамонтова. (Фото автора).

Дом в Абрамцеве не подвергся аресту, так как считался имуществом жены Саввы Мамонтова. Здесь предприниматель и меценат и был похоронен в 1918 году. Здесь же покоятся другие члены его семьи, в частности сын Андрей, который был профессиональным художником и много работал вместе с Виктором Васнецовым и Михаилом Врубелем над росписью храма Христа Спасителя в Москве, а также участвовал в росписи и подготовке эскизов для Владимирского собора в Киеве. Андрей Саввич скончался от отека легких в 1891 году всего в 22 года.

Автор заметки в обнимку с половецкими изваяниями у Исторического музея в Киеве (весна 2013).
Автор заметки в обнимку с половецкими изваяниями у Исторического музея в Киеве (весна 2013).

С 1932 года на территории Абрамцевской усадьбы размещался дом отдыха, а затем госпиталь. После Второй мировой войны по инициативе Игоря Грабаря началось восстановление Дома-музея Мамонтовых в Абрамцеве. В 1948 году его хранителем стал другой сын Мамонтова – Всеволод Саввич. Еще один сын – Сергей Саввич вошел правление отцовских северных железных дорог. Он погиб в 1915 году во время Первой мировой войны на фронте, куда поехал в качестве корреспондента газеты «Русское слово».

Могилы Мамонтовых в Абрамцеве. (Фото автора).
Могилы Мамонтовых в Абрамцеве. (Фото автора).

Тогда же в этом издании вышел материал Власа Дорошевича «Русский человек», где автор указывал, что построенные Саввой Мамонтовым Донецкая и Архангельская дороги, воспринимавшиеся многими как «убыточные, бессмысленные предприятия зарвавшегося купца», оказались артериями, питающими страну: «Два колодца, в которые очень многие плевались, пригодились. Интересно, что и Донецкой, и Архангельской дорогами мы обязаны одному и тому же человеку. «Мечтателю» и «Затейнику»… И вот теперь мы живем благодаря двум мамонтовским затеям. Бесполезное оказалось необходимым. Построить две железные дороги, которые оказались родине самым необходимым в самую трудную годину. Это тот самый Мамонтов, которого разорили, которого держали в «Каменщиках», которого судили».

Современный вид туристической тропы в Абрамцево. (Фото автора).
Современный вид туристической тропы в Абрамцево. (Фото автора).

Обзор Абрамцева смотрите здесь.

Историю художника из Абрамцевского кружка - Константина Коровина читайте здесь.

Историю дачи Федора Шаляпина читайте здесь.

О тайнах каменных баб и языческих Синих камней читайте здесь.

О том, как Михаил Врубель ездил в Венецию работать над иконами Кирилловской церкви в Киеве, читайте здесь.