Найти тему
Лаборатория vOv

Осип Мандельштам: русская трагедия

Речь пойдет о трагической судьбе русского поэта во времена репрессий.

Обложка к статье о Осипе Мандельштаме, часть третья
Обложка к статье о Осипе Мандельштаме, часть третья

Поворотный момент в истории Мандельштама стал безрассудный жест, поэты сравнивали его с самоприговором, как ему хватило мужества засунуть дуло пистолета в рот и спустить курок.

В ноября 1933 года на Всесоюзном съезде писателей Мандельштам произносит свой пасквильный памфлет.

Мы живем под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
Только слышно кремлевского горца,
Душегуба и мужекоборца.
Осип Мандельштам, 1933 год

Одним из первых эти стихи прочтет шеф особого отдела ОГПУ — Генрих Григорьевич Ягода, затем покажет их Бухарину. Спустя шесть месяцев, в мае 1934 Мандельштама арестовывают и сошлют на три года в отдаленный уральский городок. «Изолировать, но сохранить» — личное распоряжение Сталина. Не обычно и то, что жене Надежде разрешено сопровождать мужа для совместного проживания в ссылке. Через некоторое время она обратиться к Сталину с просьбой перевести их в боле цивилизованное место. Дело буде пересмотрено и дано разрешение. Они переедут в Воронеж, в котором проживут до 1937 года.

Сердобольные воронежцы пытаются поддержать поэта, отправляя в командировки, дают работу в театре и на радио. Мандельштам пишет инсценировку романа Николая Островского «Как закалялась сталь», страдая от чувства стиля начисто переписывает произведение, прочитав первую часть на радио — все в шоке, книгу одобренную правительством признают негодной стилистически. Передача тут же снята.

3 мая 1938 года Мандельштама снова арестовывают, осуждают на пять лет с формулировкой — «за контрреволюционную деятельность». Через четыре месяца — 28 декабря поэта не станет.

Много лет спустя буде опубликован текст, одного из заключенных, отбывающих ссылку вместе с Осипом Мандельштамом.

Распределяя хлеб по баракам, я заметил что бьют какого-то щуплого, маленького человечка в коричневом пальто, спрашиваю — «За что бьют?», «А, тяпнул пайку» — в ответ. Я заговорил с этим человеком и спросил его — «Зачем тот украл?», он ответил, что его хотят отравить и поэтому схватил чужую, первопавщуюся.
Из воспоминаний заключенного о встречи с Осипом Мандельштамом

Голод становиться невыносимым до такой степени, что он меняет пальто на несколько гостей сахара. Умоляет начальство перевести его в другой барак. В полубреду подходит к каждому, бормоча — «Я не создан для тюрьмы».

В сентябре маниакальная уверенность, что ему во сне хотят сделать укол с ядом усиливается. В начале октября, страдая от холода, одетый только в парусиновые тапочки, брюки, майку и вязанную шапочку в обмен на пол пайки предлагает прочесть оба варианта стихотворения о Сталине, ему становиться все равно, что будет. Голод и холод делают свое дело, как будут вспоминать свидетели, он начал распадаться психически. Крики, слезы, нервные срывы будут мешать и будить по ночам заключенных.

Я вижу месяц бездыханный
И небо мертвенней холста;
Твой мир, болезненный и странный,
Я принимаю, пустота!
Осип Мандельштам, 1910 год

Трудно поставить рядом еще какого-либо русского поэта, кто жил предельным творчеством так же, как жил Мандельштам.

конец.

Часть первая — Графа «зачем»

Часть вторая — Поэт в революцию

Подпишитесь и лайк, будет интересно.

#мандельштам #осип #20 век #история #XX век