Найти тему

Размышление о христианских доктринах. Вера. (продолжение 1)

Как же достигается вера:

По существу можно выделить всего два способа:

Способ первый - принятие авторитета. Пусть веру сформулирует кто-то за нас, а мы это примем в готовом виде. Неважно, кто это сделает, государство, церковь, секта, или отдельно взятая личность. Такая вера делает человека интеллектуальным рабом.

Христос говорил: подражайте Мне.

Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Ин. 13:14-15

Но уже апостол Павел говорил: подражайте мне, как я Христу.

Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. 1 Кор. 4:16
Будьте подражателями мне, как я Христу. 1 Кор. 11:1

А подражал ли он сам Христу - вопрос крайне спорный. Например, в Послании к Филиппийцам он без тени смущения призывает подражать ему и только ему, а не Христу:

Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Фил. 3:17

И очень много таких, кто идет еще дальше и говорит: делай как я.

Способ второй - самостоятельное исследование. Определенные точки отсчета, или постулаты, принимаются без доказательств как рабочие гипотезы, а остальное обретается путем размышления. При этом все подвергается сомнению, все периодически пересматривается, в том числе и сами точки отсчета.

Допустим, Бог – есть. Это один постулат. Бог – есть, и о нем можно узнать из Библии. Это совсем другой постулат. Бог – есть. О нем можно узнать из текстов, которые у разных народов считаются священными. Это третий постулат. Между ними пропасть. Это не похожие – это разные постулаты.

Какой же взять за отправную точку? Да какой угодно, какой интуиция подсказывает, или какой принят в данной структуре, обществе, тусовке. Главное знать, что это всего лишь точка отсчета, система координат.

Но оба способа объединяет одно – человек сам приводит себя в состояние веры, или исследованием и последующим убеждением, или принятием авторитета.

И убедить себя или ближнего можно в чем угодно. Что Бог един, или что един в трех лицах. Что только Библия истинна, или только Манифест Коммунистической Партии, что есть жизнь на Марсе, и что нет жизни на Марсе.

Мы доверяем Богу. Это даже написано на американском долларе. Но мы также доверяем схеме метро. Когда мы садимся в автобус, мы доверяем водителю. Мы его не знаем и не видим в кабине, но мы в нем уверены, то есть уверены в невидимом. Иначе мы бы в автобус не садились.

Что же получается тогда, что христианская вера достигается теми же способами, что и любая другая? Значит у христианской веры не никаких отличий? Слава Богу, есть. В христианстве есть то, чего нет у других религий. Там путь к Богу тернист и труден, немногие находят его и еще более немногие проходят. Путь этот подобен высокой горе, вскарабкаться на которую чрезвычайно трудно.

Но христианам не надо никуда карабкаться. Бог через Иисуса Христа сам пришел к нам. Вера в Бога приходит извне. Это дар Святого Духа. Ее нельзя ни приобрести, ни потерять, ни передать другим. И получает человек ее не по заслугам, а даром, по благодати, из ничего. Бог по своей суверенной воле избирает нас и дает нам веру.

Именно это делает человека верующим в Бога, а не соблюдение каких-то обрядов, правил, и прочей внешней атрибутики культов. В христианстве это называется рождением свыше. Именно это произошло с апостолом Павлом, именно это произошло в день Пятидесятницы (Троицы).

В момент рождения свыше мы получаем уверенность, что Бог с нами, а мы с Ним. Мы обретаем состояние душевного равновесия и комфорта. Эту веру нельзя самому или с чьей-то помощью ни обрести, ни потерять.

Такая вера сама по себе – это состояние, состояние душевного равновесия и комфорта. Мне хорошо, от того, что Бог со мной и я с Ним.

Псалмопевец Давид говорил:

Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? Пс. 26:1

Один раз полученная вера в Бога никуда и никогда не исчезает.

Никто не вправе обсуждать сам факт обретения веры в Бога, то есть рождения свыше. Это личное разовое переживание и оно может быть разным. И его влияние на человека тоже может быть разным. Отношение к окружающему миру может не измениться совсем, или измениться в любую сторону.

Но в момент рождения свыше мы получаем только ЭТО!!! Только состояние равновесия и комфорта от уверенности, что Бог со мной и я с Ним.

Обращаю внимание - мы не получаем свыше напрямую содержание веры – во что или в кого нам верить. С детства мы верим родителям, сверстникам и своему опыту. Не суй руку в газовую горелку – обожжешься. День сменяет ночь, а лето зиму. Украдешь и попадешься – посадят. Ну и так далее.

Точно также с детства мы постепенно узнаем от окружающих, из книг и учебников, что есть религия, церковь, Библия. Когда взрослеем, то содержание веры мы получаем из Библии как таковой и из ее толкований и комментариев.

А откуда получает содержание веры бедуин из Аравийской пустыни, или эскимос с Чукотки, или индеец центральной Амазонки, или монгол из пустыни Гоби? Они пойдут к шаману. У них такие же священные книги, или предания, или древние мифы.

От моего отношения к содержанию веры моя спасительная вера не меняется никак – это совершенно разные вещи.

Об этом говорит апостол Иаков:

Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Иак. 2:19

А почему так? С чего бы им трепетать? А потому что содержательная вера у них есть, а спасительной нет и не будет, они об этом знают, потому и трепещут в ожидании страшного суда.