Найти тему
Дневники Зеленого края

По воде... как по воздуху. История и нынешняя судьба легендарных судов на подводных крыльях из Нижнего. Часть первая.

Летом тысяча девятьсот пятьдесят седьмого года, во время Всемирного молодежного фестиваля в Москве, в Столицу свозилось для демонстрации множество технических новинок. Перед глазами партийного руководства прошел целый парад инновационных изделий. Но пожалуй, самым эффектным было представление первого в СССР теплохода на подводных крыльях Ракета-1. За штурвалом экспериментального корабля стоял сам конструктор, Ростислав Алексеев.

-2

рисунок из открытых источников .  сайт Фотострана.
рисунок из открытых источников . сайт Фотострана.

Многие люди старшего поколения помнят эти чрезвычайно быстроходные суда футуристической формы, как нож рассекающие водное пространство. Они совместили в себе казалось бы, два несовместимых понятия – вода и крылья.

-4

Первая ракета прошла путь от Горького до Москвы за 15 часов. Это был несомненный рекорд скорости. Иностранные газеты, из-за завесы секретности ловившие каждое слово из-за "железного занавеса", вышли с сенсационными заголовками.

-5

Дело в том, что уже к середине двадцатого века скорость традиционных кораблей, достигла своих максимальных значений. Тема судов, с нетрадиционными принципами поддержания, активно изучалась по обе стороны океана, но для Британии, и для США дееспособный быстроходный флот долгое время был непозволительной роскошью. И то, что не смогли сделать эти крупнейшие океанские Державы, удалось произвести на берегах Волги, благодаря гению замечательного советского конструктора Ростислава Алексеева.

Ходовые испытания первого алексеевского торпедного катера на подводных крыльях начались осенью 1943 года. Работы производились на заводе «Красное Сормово», некогда базовом предприятии ЦКБ Алексеева. К 1951 году конструкторское бюро выделилось в отдельную структуру, а ряд его сотрудников, во главе с Алексеевым, получили Сталинскую премию, за новаторские достижения в области судостроения.
-6
  • Татьяна Алексеева, ведущий инженер-конструктор ЦКБ Алексеева, дочь Ростислава Алексеева: Вопрос у государства о создании скоростных судов уже появился во время войны, как не парадоксально. Именно в годы войны, где-то конец 1941, начало 1942ого года, получил завод такую разнарядку, что необходимы суда с принципиально иной скоростью. Радикально. Ростислав Евгеньевич как раз тогда и занялся этой темой.
-7
-8

Это была одна из самых стремительно развивающихся отраслей промышленности после войны. В кратчайшие сроки были сделаны эскизы десятка моделей крылатых судов, каждое с уникальными свойствами. Почти все они в итоге пошли в серию. Полноценный быстроходный флот Советского Союза был создан всего за восемь лет.

-9

Стремительные теплоходы моментально влюбили в себя пассажиров плавностью обводов и линий, и внешним обликом, будто сошедшим с иллюстраций книг советских фантастов. Пока наши потенциальные противники, в традициях Холодной войны, изучали возможности военного применения алексеевских новинок, его бюро, словно пирожки, штамповало все новые модели пассажирских и грузовых судов, пригодных и для морского судоходства.

-10
  • Михаил Гаранов, главный конструктор судов на подводных крыльях ЦКБ Алексеева : В свое время суда, которые мы создавали, для того, чтобы познакомить весь мир, потенциальных заказчиков, они совершали длительные переходы, например, из Феодосии, на берегу Черного моря, суда своим ходом доходили до Англии, до Таллинна. Так же совершали переходы вокруг Африки, вокруг Японии и Филиппин.

-11

Алексеевские конструкции раздвигали все привычные представления о скорости движения на воде. К примеру, морской «Метеор», выпущенный вслед за ракетой в 1958 году, преодолевал расстояние от Феодосии до Москвы за тридцать ходовых часов. Обычные теплоходы следовали этим же маршрутом более шести суток.

-12

К середине 60тых годов скоростной флот Советского Союза превышал по количеству единиц все остальные флоты мира. По рекам, озерам и прибрежным морским маршрутам ходили сотни Ракет, десятки Комет и Метеоров. Они перевозили в год свыше двадцати миллионов пассажиров. Нижегородские скоростные суда поставлялись в десятки стран, где работают и по сей день.

-13
  • Михаил Гаранов, главный конструктор судов на подводных крыльях ЦКБ Алексеев.а У нас в свое время было создано самое быстроходное судно Буревестник. Ростислав Евгеньевич Алексеев ещё занимался его созданием. Он был главным конструктором. Оно двигалось со скоростью сто километров в час. Это было самое скоростное речное судно.
-14

-15

Предела скорости нет! - это слова самого Ростислава Алексеева. В его суда изначально заложены огромные возможности для модернизации и применения любых ноу-хау. Умение заглядывать в будущее было одной из главных отличительных черт местной технической школы. Продолжение этого материала с рассказом о сверхбыстрых судах ЦКБ Ростислава Алексеева и сегодняшнем дне легендарного конструкторского бюро, читайте в ближайшее время на нашем канале. Если материал показался вам интересным, ставьте палец вверх и подписывайтесь. Спасибо!

-16