Я начинаю новый цикл - рецензии на современное французское кино. Эти картины в России еще мало кто видел. Но среди них есть что посмотреть. Некоторые произведения еще ожидаются в прокате.
Когда-то, больше века назад, центр мирового кино находился в Европе - прежде всего во Франции и Германии. Но Первая мировая война внесла коррективы. Многие режиссеры и актеры перебрались за океан. Голливуд перехватил инициативу и больше ее не уступал. Да и не думаю, что возможны изменения. Ведь Европа остается Всемирной шахматной доской, где всегда было немало сильных фигур. В разные эпохи здесь можно назвать Англию, Францию, Германию, Италию, Испанию, Россию, Австрию, Португалию, Польшу, Швецию, Грецию, Турцию и даже Бельгию, Голландию и Литву. А у США какие возможные оппоненты? Канада, Мексика да Куба? А до того, что страны начнут перебрасываться ракетами через океан, надеюсь, не дойдет. Ибо тогда человечеству станет точно не до кинематографа.
Но французское кино, при всем культурном давлении англо-саксонского мира, всегда стояло немного особняком. Это здесь появилась первая технология, сделавшая массовые сеансы реальностью (так-то движущиеся картинки и у Эдисона были). Здесь же возникла “новая волна”. А Каннский фестиваль, несмотря ни на что, остается самым престижным киносмотром на планете. Поэтому давайте посмотрим, чем богаты французы сегодня.
Комедию Perdrix (по фамилии семьи) у нас перевели как “Жизненная необходимость”. Что со мной творится-то? Я начинаю понимать логику российских локализаторов и соглашаться с ней. Действительно, по-русски “Пердрикс” звучит не очень благозвучно, поэтому пусть будет новое, абстрактное и не очень понятное, название.
Эрван ле Дюк в большом метре дебютант - до сих пор у него были только короткометражки. Зато ему удалось завлечь в свое творение звезду мирового масштаба. Мать главного героя сыграла Фанни Ардан.
А в главной мужской роли Сванн Арло - человек с глазами Мартина Фримена. Кроме того, у ле Дюка получился очень визуальный фильм. Хотя тут не так много красивых пейзажей, но то, как выстроен кадр, ласкает глаз. Чувствуется кинематографическая культура молодого автора.
В принципе это очередная вариация на вечную тему “Мужчина и женщина”. Вечно скитающаяся Джульетта останавливается в лесу и выходит из машины. И тут же в автомобиль забегает голая нудистка-революционерка и угоняет его. Женщине приходится обращаться за помощью в жандармерию, к капитану Пьеру.
Пьера можно было бы назвать маменькиным сынком, но тут есть оговорка. Скорее, это он является отцом для своих матери и брата. Он готовит и моет посуду. Или даже матерью для них? Ведь его мужское начало подавлено. Кстати, такой герой является довольно типичным для современного европейского авторского кинематографа. В коммерческих боевиках-то, конечно, дела решают маскулинные пацаны. Но в более правдоподобных картинах мы часто видим нерешительных, робких мужчин. Возможно, это влияние феминизма. Но мне кажется, тут какие-то более глубинные процессы. Сильному полу сейчас не нужно ходить добывать мамонта. В офисе могут с одинаковым успехом работать и мсье, и мадмуазели. В изменившемся постиндустриальном мире мужчины еще не сумели идентифицироваться: в чем же их роль сегодня. А искусство лишь фиксирует этот момент растерянности.
Читайте также: Последний на сегодня фильм Иствуда