Найти тему
Роман Апрелев

Свежий фильм с Фанни Ардан

Я начинаю новый цикл - рецензии на современное французское кино. Эти картины в России еще мало кто видел. Но среди них есть что посмотреть. Некоторые произведения еще ожидаются в прокате.

Кадр из "Жизненной необходимости"
Кадр из "Жизненной необходимости"

Когда-то, больше века назад, центр мирового кино находился в Европе - прежде всего во Франции и Германии. Но Первая мировая война внесла коррективы. Многие режиссеры и актеры перебрались за океан. Голливуд перехватил инициативу и больше ее не уступал. Да и не думаю, что возможны изменения. Ведь Европа остается Всемирной шахматной доской, где всегда было немало сильных фигур. В разные эпохи здесь можно назвать Англию, Францию, Германию, Италию, Испанию, Россию, Австрию, Португалию, Польшу, Швецию, Грецию, Турцию и даже Бельгию, Голландию и Литву. А у США какие возможные оппоненты? Канада, Мексика да Куба? А до того, что страны начнут перебрасываться ракетами через океан, надеюсь, не дойдет. Ибо тогда человечеству станет точно не до кинематографа.

Кадр из "Жизненной необходимости"
Кадр из "Жизненной необходимости"

Но французское кино, при всем культурном давлении англо-саксонского мира, всегда стояло немного особняком. Это здесь появилась первая технология, сделавшая массовые сеансы реальностью (так-то движущиеся картинки и у Эдисона были). Здесь же возникла “новая волна”. А Каннский фестиваль, несмотря ни на что, остается самым престижным киносмотром на планете. Поэтому давайте посмотрим, чем богаты французы сегодня.

Комедию Perdrix (по фамилии семьи) у нас перевели как “Жизненная необходимость”. Что со мной творится-то? Я начинаю понимать логику российских локализаторов и соглашаться с ней. Действительно, по-русски “Пердрикс” звучит не очень благозвучно, поэтому пусть будет новое, абстрактное и не очень понятное, название.

Эрван ле Дюк в большом метре дебютант - до сих пор у него были только короткометражки. Зато ему удалось завлечь в свое творение звезду мирового масштаба. Мать главного героя сыграла Фанни Ардан.

Кадр из "Жизненной необходимости"
Кадр из "Жизненной необходимости"

А в главной мужской роли Сванн Арло - человек с глазами Мартина Фримена. Кроме того, у ле Дюка получился очень визуальный фильм. Хотя тут не так много красивых пейзажей, но то, как выстроен кадр, ласкает глаз. Чувствуется кинематографическая культура молодого автора.

Кадр из "Жизненной необходимости"
Кадр из "Жизненной необходимости"

В принципе это очередная вариация на вечную тему “Мужчина и женщина”. Вечно скитающаяся Джульетта останавливается в лесу и выходит из машины. И тут же в автомобиль забегает голая нудистка-революционерка и угоняет его. Женщине приходится обращаться за помощью в жандармерию, к капитану Пьеру.

Кадр из "Жизненной необходимости"
Кадр из "Жизненной необходимости"

Пьера можно было бы назвать маменькиным сынком, но тут есть оговорка. Скорее, это он является отцом для своих матери и брата. Он готовит и моет посуду. Или даже матерью для них? Ведь его мужское начало подавлено. Кстати, такой герой является довольно типичным для современного европейского авторского кинематографа. В коммерческих боевиках-то, конечно, дела решают маскулинные пацаны. Но в более правдоподобных картинах мы часто видим нерешительных, робких мужчин. Возможно, это влияние феминизма. Но мне кажется, тут какие-то более глубинные процессы. Сильному полу сейчас не нужно ходить добывать мамонта. В офисе могут с одинаковым успехом работать и мсье, и мадмуазели. В изменившемся постиндустриальном мире мужчины еще не сумели идентифицироваться: в чем же их роль сегодня. А искусство лишь фиксирует этот момент растерянности.

Читайте также: Последний на сегодня фильм Иствуда

Новая французская комедия: фрейдизм с шампанским