Найти тему
Морская коллекция

Броненосные крейсера.Дитя коррупции и отката."Пин-юань".

«Победа предназначена для тех,
кто готов заплатить ее цену». - (  Сунь Цзы).

После двух проигранных опиумных войн Китай эпохи династии Цин превратился в объект империалистической экспансии для всех активных игроков. Помимо матерых европейских хищников на ослабевшую ,но очень богатую империю стали засматриваться американцы и даже сами только вышедшие из средневековой спячки японцы.

Китай в этот период пережил некоторое обновление правящей элиты,на подавлении полтора десятилетия сотрясавшего империю крестьянского восстания тайпинов ряд пассионарных военачальников получили практически неограниченные полномочия в управлении своими провинциями. Единый Китай де-факто прекратил существование,а политика страны определялась соотношением сил региональных правителей при цинском дворе.

Состояние флота китайцев в эту эпоху иначе как ужасным не назовешь. Флотилии отдельных наместников состояли из вооруженных джонок,на которых было установлено несколько разномастных пушек. Подготовка была соответствующей. При многочисленных инцидентах с колониальными европейскими флотами эти "пиратско-сомалийские" флотилии без труда разгонялись европейскими кораблями. В 1879 году Япония аннексировала острова Рюкю (до того-цинский вассал),в 1881 году Россия во время "Илийского кризиса"отжала у китайцев небольшую часть Синцзяна при внушительной демонстрации усиленной дальневосточной эскадры.

Китайская элита,естественно,пыталась изменить ситуацию и получить военные возможности для защиты суверенитета.Наместник столичной Чжилийской провинции Ли Хун Чжан ,получивший внушительное влияние при цинском дворе,добился принятия программы развития флота,в основном подконтрольного ему Северного,вошедшего в историю как Бэйянский.

В 1881 г. Ли Хунчжан получил разрешение на заказ двух железных броненосцев в Германии(англичане запросили слишком дорого). Ли также планировал построить большие верфи в Порт-Артуре и Вейхайвее,усилить береговую оборону новыми фортами. Северный флот был создан Ли Хунчжаном в 1871 году и размещен на острове Люгонг с телеграфной станцией и военно-морской академией в порту Вейхайвей ( Шаньдун). В 1877 году группу из 30 китайских студентов отправили в Европу для обучения военно-морскому делу, по возвращении они составили основу офицерского корпуса китайского флота. В 1876 году в арсенал Тяньцзиня были добавлены торпедные работы. В 1881 году Ли Хунчжан основал военно-морскую академию в Тяньцзине.

К 1882 году в Китае насчитывалось около 50 паровых военных кораблей, около половины из которых построили китайцы, в основном на военно-морских верфях Фучжоу. На какое-то время Китай стал обладателем сильнейшего флота из всех неевропейских стран (обогнав временно в даже Соединенные Штаты). Впрочем, в неофициальном мировом рейтинге военно-морских сил Поднебесная империя стояла всего лишь на восьмом месте после всех сколько-нибудь заметных европейских флотов .

Интересно,что в это же время ,кратковременное присутствие в клубе сильных морских держав за счет заказа за границей броненосцев,обеспечила себе и Османская империя,находившаяся в схожей ситуации.

Впрочем расцвет китайского флота оказался кратковременным.Уже в 1888 году цинское правительство резко урезало финансирование флота. Деньги понадобились на более важные нужды-восстановление летнего императорского дворца ,сожженного в 1860 году англо-французскими войсками. Средств Фонда морской обороны , потраченных на дворцовое строительство , хватило бы на заказ трех новых броненосцев. Вместе них в дворцовом комплексе соорудили мраморный фонтан в виде корабля - чтобы формально соблюсти правила использования Фонда для кораблестроения.   Новых военных судов для флота за границей больше не покупали.

Единственным крупным кораблем,пополнившим после этого Бэйянский флот стал небольшой броненосец.Это был первый броненосец и первый железный корабль,построенный на китайской верфи и 29-й корабль, построенный на судоверфи в Фучжоу. Конечно,часть материалов поставлялась из-за границы. Чаще всего его именуют броненосным крейсером,хотя встречается и броненосец береговой обороны , просто броненосец , броненосная канонерская лодка.Ближайшим аналогом называют французскую канонерскую лодку «Ашерон» .

Первоначально это должен был быть третий броненосный крейсер типа "Цзинъюань" (первые два построены в Германии фирмой "Вулкан").Но проект пришлось дорабатывать. Будущий проект корабля разрабатывался при участии французских специалистов китайскими конструкторами Вэй Ханем, Чжэн Цинлянем и У. Дэчжаном,консультировал инженеров Эмиль Бертен .Крейсер в итоге получил легкие черты французского шарма- сплошной толстый пояс, легкий завал бортов, элегантный скошенный ахтерштевень.

Заказывал корабль Фуцзянский флот под именем "Лунвэй". Общая стоимость строительства определялась в 524 000 лян серебра (1 лян – примерно 31,25 грамма) . Во время франко-китайской войны 1884—1885 годов строительство корабля было заморожено и возобновилось только по ее окончанию, в декабре 1886 года. К строительству были также допущены немецкие специалисты.

Только полноценного броненосного крейсера у китайцев не получилось.Роль проектировщиков свелась к уменьшению корабля.Может так ограничены были возможности верфи... а может все было проще. Стремительно шла усушка и утряска выделенных на корабль средств. Цинские чиновники воровали как не в себя. В 1890 году,по одной из версий,не выдержав масштабов казнокрадства ,с Бейянского флота сбежали даже закаленные британским коррупционным опытом английские инструкторы,выполнявшие командные функции .

Закупка боеприпасов прекратилась в 1891 году .Поставленные же на флот с Тяньцзинского арсенала боеприпасы были ужасающего качества - снаряды вместо пороха начиняли цементом или угольной пылью.После сражения при Ялу японцы хвастались китайскими "цементными " снарядами,прилетевшими на их корабли. Лак для покраски палуб разбавляли керосином, что делало корабли крайне пожароопасными.По одной из легенд на решающее сражение с японским флотом один из китайских крейсеров вышел без пушки главного калибра-капитан умудрился ее заложить.

Когда цинское правительство резко уменьшило ассигнования на флот-то не военачальники стали меньше воровать-это на флот стало оставаться еще меньше.

В итоге от изначально 84-метрового крейсера осталось только 60-метров , причем с округлыми,явно не крейсерскими обводами ( отношение длины и ширины корпуса не дотягивало даже до 5 ),мощность двигателей с 5400 л.с. у немцев снизилась до 2400 л.с. Соответственно скорость у этого кургузого огрызка вместо 20 проектных получилась лишь 10,5 узлов. При 2,5 тыс. тонн водоизмещения "Лунвэй" был вооружен одним 10-люймовым и двумя 6-дюймовыми орудиями и защищен довольно толстой броней-длина броневого пояса осталась прежней,толщина 8 дюймов в центре и 5 в оконечностях.

Лоббистские возможности Ли Хунчжана позволили отжать броненосец у Фуцзянского флота- в 1890 г. переименованный в "Пин-Юань" броненосный крейсер вошел в состав Бэйянского флота. Инструктор (цзунча) Бэйянского флота Ланвэйли (Ланг Вильям М.) лично провел испытания судна и остался очень доволен его качествами.

Артиллерийское вооружение на 1894 г. состояло из орудий Круппа (возможно, китайского производства - их уже делали в арсенале в Цзянсу), Норденфельдта, Гочкиса: главный калибр (в носовой установке) - 1 орудие Круппа х 260 мм. средний калибр - 2 орудия Круппа х 150 мм. 2 орудия Норденфельдта х 57 мм. 2 скорострельных одноствольных орудия Гочкиса х 47 мм. 4 скорострельных пятиствольных орудия Гочкиса х 37 мм.

По концепции броненосец должен был вести бой по модной тогда таранной тактике. По курсу он мог стрелять всеми тремя крупнокалиберными орудиями.

В 1891 году основные силы китайского флота нанесли дружественно-угрожающий визит в японскую Йокогаму. Вид китайских броненосцев в Токийском заливе, по мысли Ли Хун Чжана, должен был заставить японцев отказаться от агрессивных намерений. Но эффект был противоположным. Будущая знаменитость-адмирал Того,увидев заваленные мусором палубы грозных китайских кораблей и развешанные на просушку на стволах орудий подштанники китайских матросов,сострил- "китайский флот имеет вид прекрасного меча, но не острее кухонного ножа". Японцы вскоре ввели в строй еще 6 современных крейсеров и китайское превосходство было бесповоротно утрачено.


-2


«Пинъюань» "Ping-Yuen" ("Ping Yuan" ,"Pingyuan" , "Píngyuǎn") 平遠 (Умиротворяющий на расстоянии)назван при вступлении в состав Бейянского флота . При закладке -«Лунвэй» "Lung-wei" (Longwei, Lóngwēi ) 龙威 (Сила дракона ) Военно-морская верфь Mawei , Фучжоу . Заложен 1 января 1883 года . , спущен на воду в июне 1888 г.( 29.01.1888 ), вступил в строй в 1889 г. 28.05.1890 его включили в состав Бэйянского флота Захвачен японцами :17 февраля 1895 г.и переименован в Heien Heiyen 平 遠 .Погиб у залива Пиджен (залив Пиген) к западу от Порт-Артура 18 сентября 1904 г. .

Водоизмещение: норм. 2150 тонн (2185 тонн). Полное водоизмещение – 2540 тонн . Длина: 59,99 /60,96 м .Ширина :12,19 м . Осадка носовой части – 4,19 м. Осадка кормовой части – 4,4 м. .
Двигатели- 2 паровые поршневые машины тройного расширения с горизонтальным расположением цилиндров производства Фучжоуской верфи, 4 круглых котла, работающих на угле, системы Гао ,2 винта. , 2400 л.с.,Скорость:10,5 узлов .Экипаж :202 человека.
Вооружение:1 × 260 мм (10 дюймов)/22 орудие Круппа ,2 × 150 мм /35 (6 дюймов)Круппа ,2 × 57 мм (2 дюйма)Гочкиса,2 × 47 мм (2 дюйма) Гочкиса ,4 × 37 мм Гочкиса .Торпедные аппараты - 3 × 18 дюймов (457 мм),др. данные- 4 ТА.
Броня:Пояс: 203 мм (8 дюймов),Палуба: 50 мм (2 дюйма),Башня: 203 мм (8 дюймов),барбет : 127 мм (5 дюймов) .Др. данные-Площадь бронирования – 76,88 кв. м. Бронепалуба – 64 мм. Бронирование надводной части – 300,8 мм. Башни и командирская рубка – 160 мм. Орудийные щиты – 48 мм.

Все данные приведены на момент сражения напротив устья реки Ялу 17.09.1894.

-4

-5

Корпус крейсера,по указанным причинам,получился коротким и широким, впервые для китайского судостроения изготовленным из стали. На гладкой палубе размещалась в центре боевая рубка с возвышенным передним мостиком,одна труба позади рубки и одна лёгкая мачта с малым марсом. У крейсера было практически плоское дно с сильно заваленными бортами и развитая кормовая надстройка,трюм, разделённый водонепроницаемыми перегородками .

На небольшом корабле разместили все планировавшееся вооружение и бронирование. Броневой пояс от 203 мм до 127 мм , прикрывавший ватерлинию на всей протяженности, дополнялся карапасной броневой палубой 2-дюймовой толщины, установку главного калибра защищал 5-дюймовый барбет, дополненный 1,5-дюймовым куполом, орудийные щиты были 37 мм. Боевая рубка была защищена 127 мм броней.

260 мм Крупп
260 мм Крупп

Основное вооружение состояло из 10,2-дюймовое (260-мм) казнозарядного крупповского орудия с 22-калиберным стволом в носовом барбете с куполом . 259,9-мм (10,24 дюймовое) орудие Круппа образца 1876 г. с длиной ствола в 22 калибра имело вес с затвором 22 т., снаряд закаленного чугуна весом в 160,5 кг или стали весом 179,5 кг, выпускаемый с начальной скоростью 480 м/сек, был способен у среза ствола пробить железную броневую плиту толщиной в 381 мм, а на дистанции 10 кабельтов и при нормальном ударе - железную броню 240 мм.

Средний калибр "Пин-юаня" был представлен парой крупповских же 15-см орудий, также казнозарядных с длиной ствола 35 калибров в бортовых спонсонах и с броневыми щитами. Дополнительно мелкокалиберная скорострельная артиллерия (две 57-мм, две 47-мм скорострельные пушки и две 37-мм митральез Норденфельда) и торпедные аппараты под 14-дюймовые торпеды .

Энергетическая установка -двухвальная,две паровые машины китайского производства суммарной мощностью 2400 л.с. Корабль развивал скорость до 10,5 узлов (на сдаточных испытаниях в Китае показывал 12,5 узла) . Экипаж составлял 202 человека, из них 16 офицеры.



"Пин-юань" вместе с основными силами Бэйянского флота принял участие в сражении у Ялу.

Он отметился дуэлью с японским флагманов-"Мацусимой"- "...Обогнув правый фланг китайцев, главная эскадра имела краткое, но жаркое столкновение с «Пин-Юанем» и китайскими миноносцами... «Мацусима» не был сильно поврежден до вступления в бой с «Пин-Юанем». По этому кораблю он открыл огонь, на расстоянии 300 ярдов и продолжал стрелять до тех пор, пока не отошел на расстояние 1300 ярдов. В 14:34 он был пробит 10,2-дюймовым китайским снарядом, который убил четырех человек у левого кормового торпедного аппарата и, ударившись о барбет, разбился вдребезги. Этот снаряд пролетел очень близко от снаряженной торпеды; если бы она взорвалась, то могла уничтожить весь корабль. Снаряд, кроме того, прошел сквозь подшкиперскую и пробил цистерну для масла, но когда он разбился о барбет, то оказался начиненным цементом . В ответ на это японцы подбили большое орудие «Пин-Юаня»...". Вывод из строя главного орудия "Мацусимы" приписывают и броненосцу "Чжень-юань" и "Пин-юаню". Примерно тогда же, около 14:20 ,перед «Пин-Юанем » оказался и штабной корабль японцев- «Сайкио» (в девичестве-коммерческий пароход). Получив множество попаданий и загоревшись(при этом не получив потерь убитыми) ,«Сайкио» оставил поле сражения,итоговые повреждения его были признаны незначительными.

-9
-10
-11

"Мацусима" удалился с места битвы, а Ито перенес свой флаг на однотипный «Хасидатэ». «Пин-Юань» после перестрелки тоже отошел в тыл и старался не привлекать внимания.

К вечеру обе стороны почти полностью израсходовали боеприпасы и начали расходиться. Первыми отошли японцы. Китайцы,прикрываясь двумя броненосцами ,собрали после боя остатки флота крейсера «Лай-Юань», «Чин-Юань», «Пин-Юань», две ренделовские канонерские лодки и два миноносца. Основной удар приняли на себя небольшие китайские крейсера,которых,окружив,и добивал Летучий отряд японцев. «Пин-Юань» принимал в сражении лишь незначительное участие и получил незначительные повреждения.

В целом битву при Ялу наш крейсер пережил достаточно благополучно .

Остатки Бэйянского флота собрались в Вейхайвее .После штурма немногочисленный гарнизон сдался,по условиям капитуляции сохранившиеся на плаву китайские корабли были переданы японцам.

Китайский адмирал Тинг покончил с собой,приняв смертельную дозу опия.

После захвата в феврале 1895 года Императорским японским военно-морским флотом Пинъюань был принят на службу 16 марта 1895 года . 21 марта 1898 года он был переименован в канонерскую лодку 1-го класса под официальным наименованием Хейен (японская транскрипция китайского названия).Японцы перевооружили корабль современной артиллерией и использовали его в русско-японской войне,где он и нашел свой конец на русской мине у Порт-Артура.

По японскому периоду в истории корабля будет отдельная статья.

-13

-14

История "Пиньюаня",как и всего Бэйянского флота- яркий пример смертельной опасности коррупции и неэффективности полумер при проведении догоняющей модернизации.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.