Найти в Дзене

Почему ребенок устает в школе?

Оглавление

Не ищите других объяснений, потому, что это - верное. Ищите способы помочь ребенку.

Большинство психологических теорий - бесполезные

Большинство психологических теорий - путанные и не применимые на практике. Про педагогические теории я вообще молчу: педагогика никогда не была наукой. Да и вряд ли сможет ей стать. Потому, что не существует такого предмета, как “массовое образование”.

Все же работающие теории просты и понятны даже "на пальцах".

Теорию синхронизма Юнга, например, понимают даже дети.

Стоит малышу заплакать, как тут же прибежит мама и даст конфетку. И малыш, и мама прекрасно это знают.

Это одновременность или синхронизм. О причинности тут можно говорить только на очень поверхностном уровне.

Но я не об этом.

Проблема Проблем школы

Pixabay.com
Pixabay.com
Я о Проблеме Проблем современной школы.
Невероятной и непонятной большинству родителей усталости, которую испытывает ребенок в школе.

Объяснение усталости перегрузкой и кучей домашних заданий не выдерживает даже поверхностной критики. И сейчас мы увидим это на примере.

Я же говорю: работающую теорию можно объяснить даже на пальцах.

Теория усталости "на пальцах"

Случалось вам заниматься спортом?

В юности я занимался десятиборьем. “Лошадиный спорт”, как мы его называли.

Если прыгунам в высоту, спринтерам или толкателям ядра на соревнования или сборы выдавали талоны на 3 руб. 50 коп. в день, то десятиборцам - 7 рублей. Совсем неплохо по тем временам для 15- 17-летнего парня.

Прыжок с шестом, вид десятиборья (pixabay.com)
Прыжок с шестом, вид десятиборья (pixabay.com)

В 10 классе у меня талонов скапливалось столько, что я иногда водил в кафе или ресторан своих друзей. "Отоваривать" талоны. Или набирал полную спортивную сумку шоколада.

Кормили-то меня дома мама и папа.)

На последнем рубеже усталости

Представить, что такое последний вид десятиборья - “полторашка” (1500 м) могут только те, кто занимался чем-то похожим.

На финише “полторашки”, последнего из 10 видов, большинство из нас буквально падали на газон футбольного поля и валялись там.

Кто - в изнеможении, а кто - в приятной истоме …

Откуда такая разница?

От номера ступеньки на пьедестале почета. Или отсутствия оной на пьедестале и присутствии за её пределами.)

Я отлично помню ощущения, когда через полчаса после соревнований стоял на “высшей ступеньке”.

Сказать, что я не испытывал усталости? Испытывал, но в "в фоновом режиме". А в основном - ощущал прилив "душевных и физических сил"! Приятно было там находиться. Хотя, если посмотреть со стороны ...

Но мы живем не со стороны, а изнутри.)

Отчего устает ребенок в школе?

Как это относится к усталости ребенка в школе? Уже начинаете догадываться?

Предположим, что в юности вы не занимались десятиборьем).

Но наверняка гонялись за уходящим автобусом или электричкой. Можете прямо сейчас вспомнить разницу в ощущениях, которые вы испытывали:

  • при удачном забеге в сравнении с тем,
  • когда вас “обгонял” веселый машинист или шофер?
Специально для читателей моих статей - со станции "Первомайская" ))
Специально для читателей моих статей - со станции "Первомайская" ))

В этой шутке больше смысла, чем в большинстве психологических теорий. И в бесконечное число раз больше, чем в теории “развивающего обучения” Эльконина - Давыдова.

Только кажется, что усталость зависит от проделанной работы ...

Усталость зависит не только и не столько от проделанной работы, сколько от ее осмысленности и результата.
Победы или поражения.
Достигнутой или проваленной цели

Осмысленная цель, достигнутая даже ценой огромных усилий, дает новую энергию для новых достижений.

P.S. Не ищите других объяснений

Не ищите других объяснений, потому, что это - единственно верное. Лучше найдите примеры из своей жизни. А потом - подумайте, как сделать обучение ребенка менее бессмысленным.

Тогда и уставать он “вдруг” станет меньше.

И легче всего это сделать, подключившись к обучению ребенка самому. Но “лобовая логика” нашептывает:

- “Ты что? С ума съехал(а)? Откуда ты силы на это возьмешь?!”.

А сейчас, когда ребенок еле притаскивает ноги из школы, все больше болеет и начинает ненавидеть обучение “вообще” потому, что то, с чем он сталкивается в школе - вовсе не обучение …

Как вы себя сейчас чувствуете? И кто виноват: учительница?

Согласны? Лайк. Подписка.