Коммунальные услуги за которые потребитель платит деньги - это свет, тепло газ и вода. Собственники должны получить качественные и безопасные для здоровья услуги.
Нормы качества питьевой воды установлены СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4. Она должна быть: безопасна по эпидемическим и радиационным показателям; безвредна по химическому составу; с благоприятными органолептическими свойствами (цвет, запах, вкус, прозрачность).
Нормы качества горячей воды по СанПиН 2.1.4.2496-09
должна быть температурой не ниже 60 и не выше 75 градусов по Цельсию; не может быть продуктом технического цикла; должна содержать минимальное количество хлора, если она хлорировалась; поставляется с использованием разрешенного оборудования, реагентов и прочего.
За установленными нормами соответствия водоснабжения осуществляется контроль:
- государственный санитарно-эпидемиологический;
- производственный (проводится предприятием или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения).
Текущая из крана ржавая вода или ледяной поток вместо горячего это основания жаловаться на качество водопроводной воды.
Собственники МКД (потребители) должны зафиксировать плохое качество воды.
- Для начала нужно позвонить на горячую линию аварийной службы. Оператор обязательно зафиксирует вашу заявку, скажет вам её номер. Если он сможет, то объяснит проблему снижения качества воды, например, ремонтные работы в сети. Если же нет, то запишет заявку и передаст её мастеру.
- Затем вызываются представители управляющей организации для составления соответствующего акта.
- Так же Вы можете обратиться в Роспотребнадзор для проведения экспертизы воды. В результате вам выдадут акт о результатах проверки. Кроме этого Роспотребнадзор обяжет организацию, заведующую сетями, ликвидировать причины возникновения плохого качества воды.
- Потребитель может сделать фотографии, снять видео, в дальнейшем прикладывать к жалобе как доказательство. (например, если из крана течет ржавая вода).
- Можно самим обратиться в водоканал и пожаловаться на качество воды (если у Вас прямые договора с РСО). Адрес и телефон компании вы можете найти в счетах об оплате или в интернете.
Что вы можете требовать:
- обеспечения надлежащего качества воды;
- Компенсацию оплаты за некачественные услуги;
Куда жаловаться если управляющая компания отказывается выполнить перерасчёт оплаты за некачественные услуги?
Жалобу необходимо направить в:
- Жилинспекцию (как контролирующий орган); Роспотребнадзор (который проведет проверку и в случае необходимости накажет виновного);
- прокуратуру (если проблема не решена вышеназванными инстанциями).
- Если потребителю нанесен ущерб плохим качеством поставляемого ресурса, он имеет право требовать возмещение вреда путем подачи искового заявления в суд.
Зачастую обращаясь в управляющую организацию с жалобой на подачу некачественной воды обеспечение надлежащим качеством воды не происходит. Управляющая компания ссылается на РСО как на виновника проблем с водой, а та в свою очередь обвиняет УК.
Кто обязан отвечать перед собственниками за некачественные коммунальные услуги , управляющая компания, являющаяся исполнителем коммунальных услуг или Ресурсоснабжающая организация (РСО) подающая воду в дома?
Кто обязан осуществлять производственный контроль за качеством воды?
В случае если собственники не заключали прямых договоров с РСО то ответим позицией Верховного Суда РФ. (Определение Верховного Суда РФ от 7 ноября 2019 г. № 302-ЭС19-21525)
Кратко о сути дела:
.. по жалобам жителей на мутную воду из крана, Роспотребнадзор внепланово проверил УК.
Проверка выяснила, что:
-УК не разработала и не представила на согласование в региональное Управление Роспотребнадзора программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды;
-производственный контроль за качеством питьевой воды из внутридомовых распределительных систем питьевого водоснабжения МКД, находящегося на обслуживании УК, не осуществлялся;
-пробы холодной воды, отобранные в подвальном помещении МКД и в одной из квартир, не соответствовали по органолептическому показателю – мутности (превышение нормы в 1,8 раза и в 1,3 раза).
Роспотребнадзор выдал УК предписание об устранении выявленных нарушений, а именно:
-провести мероприятия, направленные на установление и устранение причин мутности воды,
-после чего выполнить повторный отбор и исследования проб питьевой воды с привлечением аккредитованной лаборатории и представить в Роспотребнадзор копии протоколов лабораторных исследований;
-в течение двух месяцев разработать и представить на согласование программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в спорном МКД, а затем осуществлять производственный контроль по графику программы (периодические отборы проб воды и их исследование в аккредитованной лаборатории по договору);
-ежеквартально представлять в Роспотребнадзор результаты производственного контроля качества питьевой воды в виде копий протоколов лабораторных исследований питьевой воды с сопроводительным письмом.
УК, отказалось выполнять предписание Роспотребнадзора и за его отменой обратилась в судебные инстанции. Не смотря на доводы управляющей компании все судебные инстанции признали предписание Роспотребнадзора законным и обоснованным.
Выводы суда:
- согласно протоколу ОСС помещений в МКД, выбор способа управления МКД определен как управление УК с предоставлением ей права заключения договоров на поставку коммунальных услуг и других хозяйственных договоров, связанных с эксплуатацией дома. Значит, именно УК является лицом, ответственным за качество предоставляемых жильцам указанного МКД коммунальных услуг;
- поскольку исполнитель коммунальных услуг (УК) обязан обслуживать ВДИС, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора, постольку ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг возложена на исполнителя, который освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
- при этом ответственность за действия РСО возлагается на исполнителя, независимо от того, было ли надлежащим поведение самой организации-исполнителя и могла ли она предотвратить нарушение;
- на основании подп. "д" п. 3 Правил № 354 и подп.п. 2, 6 Приложения № 1 к ним, в частности, состав и свойства холодной и горячей воды должны соответствовать требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-09);
- а в силу п. 2 ст. 19 Закона о санэпидблагополучии, организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованных систем ХВС, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую санэпидтребованиям, не допуская снижения ее качества и показателей безопасности;
- в договоре с водоканалом также есть пункт о том, что поставляемая РСО вода должна соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01;
- доводы УК об отсутствии у неё обязанности по разработке и утверждению программы производственного контроля качества воды несостоятельны, так как пунктами 1-3 ст. 32 Закона закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктами 2.4, 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию системы водоснабжения, возложена обязанность по разработке рабочей программы производственного контроля качества воды и ее согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе и районе. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления;
- в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о санэпидблагополучии, пунктами 3.1, 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01, пунктами 2.4.1, 4.3 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий" качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям не менее 2 проб в месяц. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства;
- согласно ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24 и ч. 3 ст. 1 Закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", организация, осуществляющая холодное, горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем ГВС, обязана подавать абонентам холодную, горячую воду, соответствующую требованиям, установленным санитарным и законодательством о техрегулировании. При этом, согласно ст. 25 упомянутого Закона, производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей ХВС или ГВС, программа производственного контроля качества разрабатывается организацией, осуществляющей ХВС или ГВС, согласовывается с территориальным органом Роспотребнадзора и включает в себя: перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды; указание частоты отбора проб воды.
Таким образом если выбор способа управления МКД определен как управление УК с предоставлением ей права заключения договоров на поставку коммунальных услуг и других хозяйственных договоров, связанных с эксплуатацией дома, УК является лицом, ответственным за качество предоставляемых жильцам МКД коммунальных услуг;
Как подать жалобу:
-совершив звонок на телефон горячей линии территориального отдела Роспотребнадзора;
-написав или напечатав текст претензии и отправив его заказным письмом;
-с помощью сети Интернет. Необходимо заполнить готовые шаблоны на официальных сайтах ведомств или специальных сервисов.
Внимание! Вы имеете право обратиться в управляющую организацию за перерасчетом в случае некачественной водопроводной воды . Отказ в его производстве является поводом написать заявление в Жилинспекцию и (или) прокуратуру. Возможно подать жалобу через интернет. Имеющие личный кабинет на Госуслугах пользователи могут выбрать категорию «ГИС ЖКХ» внизу главной страницы портала, войти в личный кабинет. Затем нажать на «Направить обращение или жалобу». Претензия на Госуслугах Заполнить графы и при необходимости прикрепить дополнительный файл. Сохранить и отправить обращение.
Управляйте своим домом сами!
Понравилось поддержите канал, ставьте лайки.
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ!