Когда Мэтью МакКонахи под аккомпанемент Ханса Циммера заплакал от режиссуры Кристофера Нолана, я вышел из кинотеатра с четким пониманием того, что я увидел последний фильм, и в принципе, больше можно ничего не смотреть. Мне даже стало как-то по-человечески жаль МакКонахи, чья карьера оказалась в эволюционном тупике. Кто и что может ему предложить сыграть, после того как он спас человечество из пятого измерения чревоточины? Разве, что снятся в документалке про это. Конечно такого масштаба ожиданий от Нолана не было (невозможно представить нечто подобное), но, по крайне мере, я был уверен, что будет круто, так как иду не на ремейк «Хищника». Когда дикая боль в области глаз объединяет все живое на земле.
Но когда ты стримишь на диване один за одним анимационные мультики от «Netflix» из сериала «Любовь, смерть и роботы», большая часть из которых как соленый арахис не вызывают у тебя по большому счету ничего, кроме желания запить их крафтом, ты просто-напросто не ожидаешь увидеть лучшую десятиминуную историю в жизни.
НФ
Хорошая Научная фантастика не заслуживает Голливудского длинного метра. Только не поймите меня неправильно. Научная фантастика - это прекрасно, я обожаю НФ. Она заслуживает бережного отношения к ее ценностям, в то время как длинный Голливудский метр этих ценностей не признает (есть такая мера длинны в кинематографе, которая измеряется количеством денежных знаков на кадр).
Давайте разберемся, что такое классическая НФ история. Лично для меня, это одна конкретная идея, вокруг которой создается мир, необходимый и достаточный для того, чтобы донести всем нам, собственно, эту идею. Все. Ни сюжетной линией больше, ни персонажем, ни диалогом. Ничего лишнего. Это идеальная консистенция на протяжении многих лет выпускается в виде литературных сборников лучших НФ историй и раз за разом взывает наш читательский мозг. Так почему же все идет не так, когда дело касается экранизаций?
Простой пример. Пришел как-то уставший от изнурительных подтяжек лица Том Круз (все тянет и тянет, скоро рот будет открываться где-то под челкой) и решил сняться в своей любимой фантастике. То ли у него есть особое мнение на этот счет, то ли он мыслит за гранью будущего, не суть. Хорошо, говорят киноделы: полезай в капсулу, стреляй из бластера, присматривай за дронами. Будешь себя хорошо вести - вернешься домой, а будешь себя плохо вести... Естественно, что он ведет себя плохо. И в итоге наш Техник-49 встречается с Техником-52, цветы, объятия, хэппи-энд. Что тут еще снимать, казалось бы? Но это не фильм «Луна 2112» и поэтому за дело берется мистер Голливудский хронометраж. Начинается цирк с повстанцами и их самодельными термоядерными бомбами из говна и грязи. Собственно, все, что заставляет открыть рот на секундку дольше, чем перед новой горстью попкорна, так это именно твист с клонами. Для меня «Обливион» закончился задолго до титров и как НФ рассказ он был бы весьма не плох, но как кино - был предан забвению. Ибо все остальное в фильме это вода, вода, вода, целый водный мир. Где-то перекрестился Кевин Костнер. Когда-то он и сам думал, что если Безумному Максу дать в руки весла, направить лодку в сторону Атлантиды, пущай мол сражается с армией одноглазого брата Бессмертного Джо в перерывах между сеансами уринотерапии, то людям будет интересно на это смотреть. Нет, Кевин, не интересно; поэтому, пожалуйста, возвращайтесь к танцам с волками. И он вернулся. Обосрался, конечно, знатно со своими лодками, но вернулся.
Ирония заключается в том, что Научная фантастика, будучи предельно кратким жанром литературы, началась в кинематографе с культового и не менее эпического хронометража. Иной «эпической» составляющей в почти трехчасовой «Космической одиссее 2001 года» Стэнли Кубрика, я просто не вижу. Для чего, обясните мне, сорок минут смотреть на то, как Земля крутится вокруг своей оси? Чтобы почувствовать как твой организм стареет? Каким же наивным глупцом я был, когда начал смотреть этот эпос в полпервого ночи.
О чем это я? Так вот. Для меня привлекательность анимационной ленты «Zima Blue» заключается в том, что ее создатели показали нам только то, что действительно стоило показать. Убрав львиную долю диалогов (о чем чуть позже) и руководствуясь иными творческими компасами, они изобразили совсем не ту историю, которую написал Аластер Рейнольдс. Да, в ней есть тот же самый «бассейн», но в нем нет «воды» (в этом моменте мистер Голливудский хронометраж стиснув кулаки уходит к Мартину Скросезе). Это тот редкий случай для меня, когда книга - не лучше.
Zima Blue
Итак, создатели анимационной истории ушли от оригинального сюжета произведения Аластера Рейнольдса. Если вы не готовы вылезти из инстаграмма на 15 минут и прочитать за это время оригинал на чужестранском языке, некоторый свет на базовые моменты этого чтива в моей наглой интерпретации прилагаются ниже. Можно найти и почитать все на русском, но тогда спрашивайте у гугла «Голубой период Зимы» то ли Тютчева, то ли Некрасова, то ли Фета, то ли Боба Фета...
Согласно моим скудным инсайтам, рассказ Аластера Рейнолдса является одним из серии рассказов о Кэрри Клэй, ну или хочет таковым являться, не факт. Поэтому журналистке, которая общается с персонажем Zima Blue автор дал слов гораздо больше, чем Тарантино Брюсу Уиллису в «Криминальном чтиве». Диалог Кэрри и Zima Blue - это фундамент оригинальной истории, благодаря которому автор вещает нам свою философию. Рассказ, на самом деле, о Кэрри Клей гораздо больше, чем о Zima Blue. Так вот анимационная версия совсем не про Кэрри Клэй; ее там, по-правде сказать, даже и нет. Журналистке сменили фамилию, как бы намекая, что это не она вовсе. Летающей флэшки ИИ рядом тоже нет, а значит и поговорить двум персонажам теперь тоже не о чем, кроме как о секретах Zima Blue. Наша журналистка это уже больше не рупор автора, это замочная скважина, через которую мы, не скрывая восторг и едва улавливая суть, смотрим на великие таинства искусства, которые открывает нам синегубый философ Zima Blue.
- Плитка - это мой мир. Все, что я знал. Все, что мне было нужно.
- А теперь?..
А теперь закрываем керамическую лавку на ключ и поговорим о том, что лежит на поверхности. Zima Blue будучи роботом принял то, чем является в глубине своей квантовой души. Каждый из нас, кто так или иначе, задавался вопросом «тем ли я занимаюсь в жизни», понимает о чем я. Мы ищем свою истину. Но, вместо того, что бы удовлетворить свои внутренние интересы, склонности и таланты, мы, не обладая героизмом Zima Blue, скромно удаляемся со сцены подкручивать свои заводские настройки. Почему бы не делать то, что нам нравится, то что у нас отлично выходит, жить этим и получать от этого удовольствие? (естественно, речь идет о созидательной деятельности, а не о формировании рядов из трех цветных шариков или фруктов). Видимо, это слишком сложно для человека, но очевидно просто для робота. Zima Blue делится с нами своим простым алгоритмом счастья - получать простое удовольствие от правильно выполненной задачи, для которой был создан.
- Что я искал через творчество?
Голубой квадрат послужил для меня катализатором еще одной реакции серого вещества: творчество - это отражение наших ценностей. Вот это было прям очень банально, факт, но что-то заиграло в этой наивной фразе совсем иными красками. (A), (B), (A), (B), вниз, вверх, (B), (B) применяю свою коронку - простой пример. Художник с чувством прекрасного рисует поле и небо. Он улавливает волнами гуляющий по полю ветер, который побуждает его передать ощущение свободы на полотне. Для него свобода является важной ценностью в жизни, иначе этого бы не произошло. Глядя на эту картину многие утонченные натуры, ходившие в школе на ИЗО, с уверенностью скажут: вот это - поле, а вот это - небо; некоторые, кому Бог подписал дарственную на зрение пантеры, уверенно отметят, что поле необыкновенно желтое, но лишь те, кому свобода является важной жизненной ценностью, почувствуют ее и по-настоящему оценят работу автора. Они будут ценить автора и его жизненную историю (переданную им через свое творчество), так как надуйт ее полной общих ценностей. Для меня эта программа обмена ценностями заработала в обе стороны. Еще один парадокс заключается в том, что мы оцениваем работу автора, сопоставляя наши ценности с теми, которые мы там разглядели, но разглядеть в искусстве ничего кроме своих ценностей, мы на сам деле-то тоже не можем. Поэтому если наших жизнеутверждающих ориентиров разглядеть в прекрасном не удалось, то мы, пожалуй, говорим, что Бэнкси уже не тот, Рок-н-ролл мертв, а Есенин забывается сразу же после урока физкультуры.
Теперь о том, как мне помог разобратся во всем этом мистер робот. Когда Zima Blue, увлеченный поиском своей истины (своих жизненных ценностей), рисует маленький голубой квадрат на своем полотне (а точнее просто использует голубой цвет) - этот цвет и является для него этой истиной. Вот она - самая важная ценность в жизни Zima Blue. Символ того, что надо быть самим собой и получать простое удовольствие от правильно выполненной задачи, для которой робот и был создан.
И за что, теперь спрашивается, я люблю НФ такой какая она должна быть? Емкой, удивляющей, заставляющей думать. Да, пожалуй, именно за это. ...А сегодняшний стрим подошел к концу.
...Как и поиск истины.
...Я иду домой.