Александр Дейнека — советский художник, работавший в жанре авангарда, позже — в русле соцреализма. Удивительно, что это изменение в творчестве произошло не под давлением власти, а вследствие любви художника к своему государству и симпатии к переменам, которые происходили. Рассмотрим, какие смыслы на картинах Дейнеки приобретает образ женщины.
В ранние годы работы Дейнеки были посвящены изображению жизни пролетариев: трудящихся на заводах рабочих, современных городов и горожан, физически сильных людей, спортсменов — то есть воспеванию советской действительности. Во время войны художник писал батальные сцены, но после ее окончания снова вернулся к любимым сюжетам.
Наравне с мужскими образами в творчестве Дейнеки присутствовали и женские. Уравнивание полов стало характерным для советского времени, и работы художника иллюстрируют это.
Женщина, как и мужчина, обладает физической силой. Например, плакат «Физкультурница» показывает образец советской девушки. Для дейнековских женщин характерно атлетическое телосложение. Плакат призывает к упорному труду и спортивному образу жизни. Лозунг «Атлетом можешь ты не быть, но физкультурником обязан!» знаком многим советским гражданам.
Дейнека показывал, что женщина может трудиться, заниматься спортом, быть полноценным членом общества так же, как и мужчина. Но в то же время художник не мог оставить без внимания особенную эстетику женского тела. Немало его работ украшают обнаженные девушки, что совсем нетипично для авангарда. Мастерство Дейнеки выражается в том, что он смог показать телесность, избегая эротики, и, тем более, пошлости.
Изображенные натуры свежи, молоды и атлетично сложены — своего рода идеал советского человека. Завершает цикл подобных работ картина «Мать». В ней сочетается нежность и сила, красота и бесстрашие. Образ указывает на многогранность современной женщины, которая способна вырастить нового человека для нового светлого будущего.
Текст: Марина Бондаренко