Город солнца, Лхаса находится на высоте 3700 м. над уровнем моря. С непривычки чувствуешь себя попавшим на чужую планету с другим составом воздуха. Вдыхаешь часто и судорожно...И без толку. Кислорода не хватает. Голова кружится, в конечностях – слабость. Все дело в низком атмосферном давлении, при котором кислород труднее растворяется в крови. У тибетцев, к примеру, в отличие от наших равнинных тел, другой химический состав крови – в ней гораздо больше гемоглобина.
Слегка пошатываясь, выходим из аэропорта и садимся в рейсовый автобус до города. На протяжении всего часа, пока едем, я смотрю на марсианские пейзажи за окном, открыв рот. Но это не потому, что трудно дышать, а потому что красиво. Глядя на гигантские горные массивы по обеим сторонам трассы, чувствуешь себя песчинкой.
Почти в каждом городе Китая главная улица называется Beijing Lu (Пекинская), типа как у нас улица Ленина. Главный проспект Лхасы постигла та же участь. Так что, знакомство со столицей Тибета начинается с местной Beijing Lu.
Первое что бросается в глаза — это внешний вид местных жителей. Уже мало где в мире можно увидеть на улицах людей, которые повседневно носят национальную одежду. От колоритного вида прохожих невозможно оторвать взгляд.
У каждого второго в руках либо четки, либо молитвенный цилиндр. Многие на ходу бормочут что-то. Прислушиваюсь и понимаю, что это ничто иное как «Ом мане падме хум».
Жили мы с друзьями в гэстхаусе, в самом центре города, коих там большое количество. Взяли скромную комнату на четверых. Здесь же решили пообедать.
Тибетская кухня привела нас в восторг. Большая тарелка тушеной картошки с мясом яка – это почти по-русски, очень вкусные пельмени «Момо», тоже с мясом яка. Тибетский чай – чай с маслом и молоком яка – звучит не очень, но на вкус божественно. Як — это здешняя шерстяная священная корова и основа жизни. Мясо яка, молоко яка, шерсть яка, кость яка и даже навоз яка — все идет в ход. Из навоза делают лепешки, шлепают их на стену дома, сушат, а потом используют как топливо для печи.
Главные достопримечательности Лхасы:
1. Потала — дворец Далай Ламы.
Самый первый деревянный дворец Потала построили еще в 630 году н.э. Но во второй половине восьмого века он почти полностью сгорел из-за удара молнии. Нынешний дворцовый комплекс, как он есть был восстановлен в 1645 году.
Потала делится на две части — Белый дворец и Красный дворец. В белом дворце — помещения для церемоний, обучения, жилые комнаты и кабинеты. Красный дворец — основное место молитв и религиозных церемоний. Эта часть Поталы производит наибольшее впечатление. Здесь находятся 8 ступ с прахом Далай-лам. Самая большая - ступа с прахом Далай-ламы V. Полностью покрытая сусальным золотом, она занимает весь четвертый этаж. Самая богато украшенная — ступа Далай-ламы XIII. На ней столько драгоценных камней, что в глазах рябит. Фотографировать во дворце строго запрещено.
Проходя из павильона в павильон, постоянно видишь полки и шкафы со стеклянными дверцами, в которых хранятся многочисленные статуэтки из драгоценных камней, буддистские изваяния «танка», какие-то свитки и прочие религиозные атрибуты.
Еще в красном дворце есть длинные коридоры с «витринами». За стеклами - огромные позолоченные статуи Будд, злых духов, царей и далай лам. Мне кажется там можно стоять часами и рассматривать их странные лица. В витринах есть щель, специально для того, чтобы можно было кидать к статуям деньги. Это традиционный ритуал. Во всех тибетских храмах стоят резервуары, в которые верующие кидают кто, сколько может, в основном, мелкие деньги, в пол юаня. Здесь, в Потале нам довелось увидеть наверное все купюры мира, включая российские 100 рублей.
В закоулках дворца то и дело попадаются монахи. Один ест лапшу, второй медитирует, третий просто спит пристроившись между полками со свитками священных писаний. Похоже, что они здесь живут. С крыши дворца открывается потрясающий вид на город, окруженный горной цепью.
2. Храм Джоканг.
Древность древняя. Самое старое и священное сооружение Лхасы, построено в 647 г. Перед входом в храм, на площади Guangchang проложен круговой маршрут (кора), по которому толпы паломников идут против часовой стрелки. Они крутят в руках молитвенные цилиндры, перебирают четки и бормочут мантры.
Самые ортодоксальные совершают кору, буквально ползком. Они становятся на колени, потом падают ничком и проводят руками по земле, опять встают в полный рост, на колени, на землю и так далее, постепенно продвигаясь метр за метром. Это называется “простирания”. Часть паломников делает простирания перед воротами храма на специальных ковриках.
Среди всей этой бурной религиозной деятельности по очищению кармы вовсю кипит другая жизнь: торговля. Вся площадь представляет собой огромный рынок. Туристы покупают бусы, рядом монахи покупают кроссовки, а у них под ногами падают на землю старушка в шляпе и ребенок лет пяти, сосредоточенно проводя ладонями по грязному асфальту. Продавцы кричат наперебой все, что они знают по-английски: «Хэллоу!» «Джаст лука, лука!» (просто посмотри). Чипа! Чипа! (дешево, дешево!) И, наконец, самое часто повторяемое: «Як Бон! Як бон!» (кость яка).
Основные сувениры: молитвенные цилиндры, молитвенные шарфы, разноцветные молитвенные флаги, бусы, браслеты, серьги, статуэтки. Почти во всех украшениях присутствует главный элемент – кость яка. Маски, антиквариат, танки (вышитые изображения Будды на шелке)... Здесь можно найти самые удивительные вещи. Я так подозреваю, что всяким безумным коллекционерам или людям, всерьез увлекающимся историей, здесь определенно есть на что посмотреть.
При нас какой-то европеец долго торговался на тибетском языке (!) за какой-то маленький потемневший кусочек железа, похожий на наконечник копья. Выторговал за 100 юаней. Это безумно дорого. Похоже, кусочек железа совсем непростой.
3. Летняя резиденция Далай Ламы и парк Норбулинка.
Летнюю резиденцию Далай Ламы построили в 1759 году и до 1959 года простых тибетцев туда не пускали. После того как Океан Мудрости бежал в Индию, парк открыли для посещений. Его территория делится на преддворцовую, дворцовую и лесопарковую зоны. Здесь очень душевно. Вообще, чем нравятся тибетские дворцы, так это их...человечностью, что ли. Старая деревянная мебель, пыльные ковры на скрипящем полу, облупившаяся кое-где краска...Но так уютно, что хоть оставайся и живи.
Территория парка тоже не отличается особым пафосом. Везде — небрежность и некоторое запустение. Природа похожа на нашу. Мы были там в конце сентября и на земле лежали ковром желтые листья. Воздух свежий, пахнет осенью. Недалеко от главного дворца растут яблони. Местные жители и монахи трясут их прямо с каким-то детским задором, а потом бегают по траве, смеются и собирают созревшие яблоки в подолы.
В следующей статье расскажу про поездку в древние монастыри, затерянные в Гималаях, и на самое высокогорное соленое озеро мира. Подписывайтесь, чтобы не пропустить