Найти тему
Владимир Кононов

Санкт-Петербург. История "монстра" в центре города. ДК "Связи".

Район Поцелуева моста, где оканчивается Большая Морская улица, набережная реки Мойки, Почтамтский мост, Фонарный мост, Юсуповский дворец, улица Глинки, Театральная площадь. Всё это хожено – перехожено мною тысячи раз. В моём архиве есть сотни фотографий тех мест. И если в кадр, попадало чёрное, чудовищно неухоженное до сих пор, здание дворца культуры работников связи (ДК связи), я стыдливо уводил камеру в сторону или искал ракурс, что бы можно было потом убрать это чёрное пятно, «портящее» фото-картинку. Здание в своём стиле советского конструктивизма, выглядит настолько чужеродно и по цвету, и по размеру, и по стилю, что диву даёшься, как оно здесь появилось. Ведь до Исаакиевской площади сто метров! Что здесь было до этой «советской застройки»?

Удивительно, но это громадное здание начали строить ещё в 1862 году! Глядя на него трудно поверить, что это здание - бывшая церковь, и тем не менее это так. Вот как выглядело оно в начале прошлого века.

Как гармонично здание кирхи выглядит здесь! Глаз не отвести.
Как гармонично здание кирхи выглядит здесь! Глаз не отвести.
И каким надломленным, почерневшим пеньком от зуба оно выглядит сегодня.  Фотография от 16 января 2020 года. От гнева и беспомощности  хочется просто крыть матом! Уж снесли бы совсем! Но нет. Цинично использовали жилые площади. Знаете. Это очень похоже на то, что происходит сегодня в обезумевшей Украине.  Только там уничтожают советскую символику и памятники, а тогда уничтожали всё, что напоминало о величии царской России. Думаю за тот великий грех  (даже не за революцию, а за уничтожение памятников, которые не мы ставили) мы расплачиваемся до сих пор.
И каким надломленным, почерневшим пеньком от зуба оно выглядит сегодня. Фотография от 16 января 2020 года. От гнева и беспомощности хочется просто крыть матом! Уж снесли бы совсем! Но нет. Цинично использовали жилые площади. Знаете. Это очень похоже на то, что происходит сегодня в обезумевшей Украине. Только там уничтожают советскую символику и памятники, а тогда уничтожали всё, что напоминало о величии царской России. Думаю за тот великий грех (даже не за революцию, а за уничтожение памятников, которые не мы ставили) мы расплачиваемся до сих пор.

Коротенький экскурс: «исторически сложилось так, что участок Большой Морской улицы на берегу Мойки за Почтамтским переулком долгое время не был застроен. Здесь находилась пристань для выгрузки строительных материалов, от которой проложенный рядом в 1730-х годах переулок называли Выгрузным (ныне Почтамтский).

Прилегающую к пешеходному Почтамтскому мосту территорию в 1845 году занял павильон "временной деревянной диорамы". Некоторое время здесь размещался зверинец Зама. Затем павильоном распоряжались купец Юлиус Гебгардт и его жена Софья (основатели петербургского зоопарка). В 1852 году они держали здесь жирафов и других животных, а спустя шесть лет открыли "кабинет механических автоматов", или детский механический (вероятно, кукольный) театр. Это было разрешено городскими властями только на условиях, при которых хозяева обязывались спустя 10 лет при требовании властей снести всё строение».

-4

До 1862 года немецкая реформаторская община совершала службы в здании Французской реформаторской церкви на Большой Конюшенной улице. Однако число прихожан росло и вскоре возникла необходимость в строительстве отдельного храма. Главы общины обратились к властям города и в 1862 году на основании Высочайшего повеления немецкой реформатской общине был бесплатно предоставлен участок земли на пересечении Большой Морской улицы, набережной реки Мойки и Почтамтского переулка. Проект будущей церкви разработал один из членов немецкой общины – архитектор Геральд Боссе. Он работал над проектом ещё с 1854 года и предложил три варианта фасада будущего исполина.

Вид с Фонарного моста.
Вид с Фонарного моста.

Для храма Боссе выбрал «неороманский» стиль. Как писал он сам: " По моему внутреннему убеждению, строгой простоте и духу реформатского учения более всего соответствует стиль романский. Простота форм, отсутствие штукатурки и орнаментов как нельзя более характеризуют серьезное назначение постройки. Задающиеся профили весьма практичны в нашем всеразрушающем климате. Романский стиль отлично применим к постройкам большого размера и, кроме того, соответствует имеющемуся у нас под руками материалу, которым обусловливается самый способ конструкции этого стиля... Ограниченные денежные средства, которые мы имели в нашем распоряжении, не допускали возможности строить церковь в другом стиле. Выгода была и та, что кирпичные постройки не требуют усиленного ежегодного ремонта.
Я считал необходимым совершенно отрешиться от стиля готического, который неизбежно влечет за собой различные орнаменты, а для последних мы не имели не средств, ни подходящего материала". В качестве одного из прототипов Боссе выбрал собор Свв. Мартина и Стефана в Майнце.

Проект был утвержден 10 мая 1862 года, а 8 сентября 1862 года состоялась церемония закладки. Поскольку Боссе уехал в Дрезден "для поправления здоровья, расслабленного от многочисленных и усиленных занятий", строительством руководил архитектор Д. И. Гримм, который и завершил его 29 июня 1864 года.

Фасады здания были выполнены из красного кирпича без штукатурки. Церковь венчалась высокой башней-колокольней с узкими окнами. На первом этаже церкви размещалась школа и квартира пастора, на втором - двусветный храм. Его украшали витражи, выполненные в рижской мастерской. В зале был установлен изготовленный под заказ орган.

В 1872 году в церкви произошёл сильный пожар. Реставрацией здания руководил Карл Карлович Рахау. По его проекту деревянные конструкции крыши и шпиля были заменены на металлические, была увеличена высота колокольни и поднят потолок. После этого храм снова освятили.

Главный вход в ДК "Связи"в период СССР.
Главный вход в ДК "Связи"в период СССР.

Пришла Октябрьская революция...

Какое то время храм не трогали. Но в 1929 году добрались и до него. Его перестроили под общежитие по проекту П. М. Гринберга и Г. С. Райца в стиле конструктивизм. Верхняя часть башни была срезана, на фасаде появились балконы и скульптура, красный кирпич покрыли серой штукатуркой. В результате, из стройного здания в «неороманском» стиле, сотворили урода, внешний вид которого шаблонно и «в лоб» иллюстрирует стилистические особенности конструктивизма: простые, угловатые формы, монументальность и жёсткую идеологическую нагрузку, которая просто «кричит» в декоративных элементах. Скульптурный фриз — это фигурная композиция на тему революции, где среди восставших вооруженных мужчин находятся старики, женщины и даже ребёнок, фасад бывшей колокольни украшен скульптурами: рабочий с молотом, солдат с винтовкой и женщина с книгой. А над входом в здание высится рельефный герб РСФСР.

-8

Позже, общежитие приспособили под «Дом культуры», потом опомнились и слово «дом» было изменено на «Дворец». Здесь разместили концертный зал, кинозал, библиотеку и творческие кружки. Во всей истории советского периода жизни этого здания отрадно только одно, что именно на сцене этого ДК в Ленинграде стал зарождаться русский рок, так как здесь выступали и записывали песни группы «Кино», «Аквариум» и другие представители неформальной музыки.

-9

На сегодняшний день в здании размещены Управление федеральной почтовой связи и Региональный Учебный Центр, чему обучают в центре мне неизвестно. Само здание включено в список объектов, представляющих историческую и культурную ценность, и охраняется государством.

Несчастный обрубок. Как слон без хобота.
Несчастный обрубок. Как слон без хобота.