Найти тему

Автомобильная техника на военном аэродроме

Здравствуйте, товарищи.

Поговорим с вами о том наборе автомобильной техники, которая была в службе аэродромно-технического обеспечения на вертодроме "Малино". Годы повествования 2010-2011, место действия - Ступинский район МО.

Как я уже писал ранее, моя работа во время срочной службы была связана с АПА-5Д, установка которого генерирует электрический ток с необходимыми параметрами для питания бортсетей вертолётов и небольших самолётов. Основная задача АПА - запуск двигателей летательных аппаратов, что позволяет экономить ресурс их АКБ. Также силовые возможности шасси агрегата (Урал-4320) позволяют буксировать летательные аппараты, такие как вертолёты Ми-8 и многоцелевые истребители семейства Су-27.

АПА-5Д на позиции возле вертолёта Ми-8 в варианте салон.
АПА-5Д на позиции возле вертолёта Ми-8 в варианте салон.
Шасси агрегата - широко известный полноприводник Урал-4320. В данном случае модель с дизелем ЯМЗ-238М2 на 240 л.с.
Шасси агрегата - широко известный полноприводник Урал-4320. В данном случае модель с дизелем ЯМЗ-238М2 на 240 л.с.

Вертолёты Ми-8 оснащаются газотурбинными двигателями, которые работают на авиационном керосине ТС-1. Когда машины находятся на стоянке, их баки всегда заправлены. Заправка, как правило, производится сразу после окончания полётов. А выполняется эта операция с помощью машины-топливозаправщика, в нашем случае ТЗ-10. Это автоцистерна на усиленном длиннобазном шасси Урал-4320. Кроме собственно ёмкости для нефтепродуктов машина оснащена специальным оборудованием для заправки воздушных судов. Ёмкость цистерны топливозаправщика отображена в его названии - 10 м3. Этого хватает для заправки двух вертолётов Ми-8.

Авиатопливозаправщик ТЗ-10 на тяжёлом длиннобазном шасси Урал-4320 с дизелем ЯМЗ-238М2 на 240 л.с.
Авиатопливозаправщик ТЗ-10 на тяжёлом длиннобазном шасси Урал-4320 с дизелем ЯМЗ-238М2 на 240 л.с.
В задней части цистерны под крышкой располагается отсек с топливораздаточной аппаратурой.
В задней части цистерны под крышкой располагается отсек с топливораздаточной аппаратурой.

Что для меня было интересно, так это отбор проб топлива перед заправкой вертолётов. Техник сливал из отстоя керосин в специальную стеклянную кружку, визуально его оценивал, отбраковку сливал в ведро, висящее на фаркопе. Со временем там набиралось порядком керосина, который водитель ТЗ заливал в собственный топливный бак. Порой в баке Урала плескалось больше керосина, чем солярки. Это, конечно, чревато для топливной аппаратуры дизеля, но несколько лет эксплуатации машины таким образом показали выносливость и всеядность ярославского двигателя.

Во время полётов на дежурстве находился дежурный тягач, у нас, как правило, на эти цели выделялся бортовой КАМАЗ-5320. В его кузов укладывали некий аварийный комплект, не припомню что там было.

Бортовой грузовик КАМАЗ-5320 г/п 8 тонн, дизель КАМАЗ-740 210 л.с.
Бортовой грузовик КАМАЗ-5320 г/п 8 тонн, дизель КАМАЗ-740 210 л.с.
Иногда возили и такие грузы - пусковые блоки УБ-32 для НАР С-5 калибра 57 мм.
Иногда возили и такие грузы - пусковые блоки УБ-32 для НАР С-5 калибра 57 мм.

В службе ГСМ трудились автоцистерны для перевозки керосина, солярки и бензина. Было несколько машин АЦ-8-5334 на шасси МАЗ-5334. Дело в том, что топливо привозилось по железной дороге на близлежащую станцию, откуда уже нашими автоцистернами доставлялось на склад ГСМ. Для этой операции выделяли отряд машин.

Автоцистерна АЦ-8-5334 на шасси МАЗ-5334 с дизелем ЯМЗ-236 на 180 л.с.
Автоцистерна АЦ-8-5334 на шасси МАЗ-5334 с дизелем ЯМЗ-236 на 180 л.с.
Ряд 8-кубовых автоцистерн на складе ГСМ
Ряд 8-кубовых автоцистерн на складе ГСМ
А такая машина была только одна - АЦ-9 на базе МАЗ-5337
А такая машина была только одна - АЦ-9 на базе МАЗ-5337

Поймал себя на мысли, насколько старые модели грузовиков работали у нас в части. Между прочим, это был 2011 год. Из-за небольшого пробега и малой наработки узлов ресурс МАЗов расходовался очень неторопливо. АЦ также использовались для опорожнения топливных баков вертолётов в случае необходимости путём откачки керосина с помощью шланга.

В рядах службы ГСМ также был агрегат ПСГ-160 на шасси ЗиЛ-130. Это станция для перекачивания топлива, с помощью которой из ж/д цистерн топливо передавалось в бочки АЦ-шек. В кадр мне не попала, даю фото из интернета.

ПСГ-160 на базе грузовика ЗиЛ-130. Фото из интернета.
ПСГ-160 на базе грузовика ЗиЛ-130. Фото из интернета.

В зимнее время при морозной погоде некоторые агрегаты наших вертолётов рекомендовалось подогревать перед запуском. И для этих целей существовала спецмашина УМП-400. Эта установка монтировалась на шасси знаменитого ЗиЛ-131 и её задачей являлось сжигать керосин и подавать горячий воздух по эластичным рукавам в нужное место при помощи вентилятора, приводимого от коробки отбора мощности.

У нас в части как-то с ней не заладилось по техническим причинам, поэтому использовалась УМП буквально несколько раз за зиму. Очень впечатляет её запуск - копоть из выхлопной трубы обогревателя густая, как нефть, идёт поначалу. Снег рядом с машиной весь покрыт сажей. К сожалению, в одну из морозных ночей из системы охлаждения двигателя забыли слить воду - результат оказался плачевным. Мотор ЗиЛа был разморожен. Собственных фотографий данного агрегата у меня не сохранилось, к сожалению.

УМП-400 на шасси ЗиЛ-131. Фото из интернета
УМП-400 на шасси ЗиЛ-131. Фото из интернета

Для уборки снега и расчистки нашей короткой (800 м) ВПП с рулёжными дорожками была целая куча соответствующей техники: АКПМ на шасси ЗиЛ-130 - все раздолбанные в хлам "франкенштейны", но действующие; древний грейдер неизвестной мне модели; трактор ЮМЗ-6 с лопатой-отвалом; гусеничный бульдозер на тракторе ДТ-75; шнековый снегоочиститель на шасси ЗиЛ-131 (что интересно, под капотом отсутствовал бензиновый двигатель, зато в кузове стоял здоровенный дизель, который и двигал все механизмы машины); похожий шнек на шасси Урал-375 (у него было два двигателя - свой бензиновый V8 ЗиЛ-375 и дизель сзади). Часть этого добра уже стала недвижимостью к тому времени и из автопарка не выезжала. Один из ЗиЛков заводили с помощью отвёртки, водитель просовывал руку под переднее крыло и замыкал отвёрткой контакты на стартере. Двигатели работали кое-как, один раз глушитель бахнул и показал потроха. :) Очень весёлые машины были эти АКПМ. На ДТ-75 во время уборки снега на ВПП оборвало шатун, который пробил дыру в блоке цилиндров. Пришлось эвакуировать беднягу в автопарк с помощью АПА.

АКПМ на шасси ЗиЛ-130
АКПМ на шасси ЗиЛ-130
АКПМ на шасси ЗиЛ-130, оперение кабины от ЗиЛ-131. У этой машины разорвало глушитель.
АКПМ на шасси ЗиЛ-130, оперение кабины от ЗиЛ-131. У этой машины разорвало глушитель.
Наш грейдер
Наш грейдер
Шнек-снегоуборщик на шасси Урал-375
Шнек-снегоуборщик на шасси Урал-375
Бульдозер на базе трактора ДТ-75
Бульдозер на базе трактора ДТ-75

Удачи вам и до новых встреч!

Авто
5,66 млн интересуются