Здравствуйте, товарищи.
Поговорим с вами о том наборе автомобильной техники, которая была в службе аэродромно-технического обеспечения на вертодроме "Малино". Годы повествования 2010-2011, место действия - Ступинский район МО.
Как я уже писал ранее, моя работа во время срочной службы была связана с АПА-5Д, установка которого генерирует электрический ток с необходимыми параметрами для питания бортсетей вертолётов и небольших самолётов. Основная задача АПА - запуск двигателей летательных аппаратов, что позволяет экономить ресурс их АКБ. Также силовые возможности шасси агрегата (Урал-4320) позволяют буксировать летательные аппараты, такие как вертолёты Ми-8 и многоцелевые истребители семейства Су-27.
Вертолёты Ми-8 оснащаются газотурбинными двигателями, которые работают на авиационном керосине ТС-1. Когда машины находятся на стоянке, их баки всегда заправлены. Заправка, как правило, производится сразу после окончания полётов. А выполняется эта операция с помощью машины-топливозаправщика, в нашем случае ТЗ-10. Это автоцистерна на усиленном длиннобазном шасси Урал-4320. Кроме собственно ёмкости для нефтепродуктов машина оснащена специальным оборудованием для заправки воздушных судов. Ёмкость цистерны топливозаправщика отображена в его названии - 10 м3. Этого хватает для заправки двух вертолётов Ми-8.
Что для меня было интересно, так это отбор проб топлива перед заправкой вертолётов. Техник сливал из отстоя керосин в специальную стеклянную кружку, визуально его оценивал, отбраковку сливал в ведро, висящее на фаркопе. Со временем там набиралось порядком керосина, который водитель ТЗ заливал в собственный топливный бак. Порой в баке Урала плескалось больше керосина, чем солярки. Это, конечно, чревато для топливной аппаратуры дизеля, но несколько лет эксплуатации машины таким образом показали выносливость и всеядность ярославского двигателя.
Во время полётов на дежурстве находился дежурный тягач, у нас, как правило, на эти цели выделялся бортовой КАМАЗ-5320. В его кузов укладывали некий аварийный комплект, не припомню что там было.
В службе ГСМ трудились автоцистерны для перевозки керосина, солярки и бензина. Было несколько машин АЦ-8-5334 на шасси МАЗ-5334. Дело в том, что топливо привозилось по железной дороге на близлежащую станцию, откуда уже нашими автоцистернами доставлялось на склад ГСМ. Для этой операции выделяли отряд машин.
Поймал себя на мысли, насколько старые модели грузовиков работали у нас в части. Между прочим, это был 2011 год. Из-за небольшого пробега и малой наработки узлов ресурс МАЗов расходовался очень неторопливо. АЦ также использовались для опорожнения топливных баков вертолётов в случае необходимости путём откачки керосина с помощью шланга.
В рядах службы ГСМ также был агрегат ПСГ-160 на шасси ЗиЛ-130. Это станция для перекачивания топлива, с помощью которой из ж/д цистерн топливо передавалось в бочки АЦ-шек. В кадр мне не попала, даю фото из интернета.
В зимнее время при морозной погоде некоторые агрегаты наших вертолётов рекомендовалось подогревать перед запуском. И для этих целей существовала спецмашина УМП-400. Эта установка монтировалась на шасси знаменитого ЗиЛ-131 и её задачей являлось сжигать керосин и подавать горячий воздух по эластичным рукавам в нужное место при помощи вентилятора, приводимого от коробки отбора мощности.
У нас в части как-то с ней не заладилось по техническим причинам, поэтому использовалась УМП буквально несколько раз за зиму. Очень впечатляет её запуск - копоть из выхлопной трубы обогревателя густая, как нефть, идёт поначалу. Снег рядом с машиной весь покрыт сажей. К сожалению, в одну из морозных ночей из системы охлаждения двигателя забыли слить воду - результат оказался плачевным. Мотор ЗиЛа был разморожен. Собственных фотографий данного агрегата у меня не сохранилось, к сожалению.
Для уборки снега и расчистки нашей короткой (800 м) ВПП с рулёжными дорожками была целая куча соответствующей техники: АКПМ на шасси ЗиЛ-130 - все раздолбанные в хлам "франкенштейны", но действующие; древний грейдер неизвестной мне модели; трактор ЮМЗ-6 с лопатой-отвалом; гусеничный бульдозер на тракторе ДТ-75; шнековый снегоочиститель на шасси ЗиЛ-131 (что интересно, под капотом отсутствовал бензиновый двигатель, зато в кузове стоял здоровенный дизель, который и двигал все механизмы машины); похожий шнек на шасси Урал-375 (у него было два двигателя - свой бензиновый V8 ЗиЛ-375 и дизель сзади). Часть этого добра уже стала недвижимостью к тому времени и из автопарка не выезжала. Один из ЗиЛков заводили с помощью отвёртки, водитель просовывал руку под переднее крыло и замыкал отвёрткой контакты на стартере. Двигатели работали кое-как, один раз глушитель бахнул и показал потроха. :) Очень весёлые машины были эти АКПМ. На ДТ-75 во время уборки снега на ВПП оборвало шатун, который пробил дыру в блоке цилиндров. Пришлось эвакуировать беднягу в автопарк с помощью АПА.
Удачи вам и до новых встреч!