«ВМ» собрала самые значимые высказывания нового главы правительства Михаила Мишустина: о принципах развития страны, финансовой системе, росте доходов населения и т.д.
Пусть платят все
По разным оценкам, у нас от 76 до 82 миллионов трудоспособных граждан. Из них только 52 миллиона платят налоги и официально получают доходы. Нужно цивилизованно, вежливо, без специальных пугалок, проверок или штрафов помочь этим не платящим налоги людям войти в легальное поле.
Есть чем гордиться
Мы, конечно, просто привыкли все время себя критиковать и высекать. А ведь многие близкие к нам страны, европейские страны не сравнятся с тем уровнем технологической оснащенности и сервисов, которые в этой сфере Россия предлагает своим гражданам.
Контроль пока слаб
Бытует мнение, что Налоговая служба — жесткий контрольный орган. Но этого пресловутого давления не существует. Вы знаете статистику проверок физлиц? 300 проверок за год на всю страну, на 76 миллионов трудоспособных людей. Менее 11 000 по юрлицам. То есть проверяем всего двух налогоплательщиков из 1000.
По индивидуальным предпринимателям еще меньше — одного налогоплательщика из 4000, это 0,025 процента от их числа. Меньше 1000 проверок по стране.
Пенсионную реформу не трогаем
В пенсионном законодательстве лучше ничего не трогать, мне кажется. Разобраться нужно по тому, что происходит с нашими доходами.
Снять барьеры для бизнеса
Первое, что необходимо делать, — это сегодня серьезно заниматься институциональными реформами, реформой управления и, конечно, заниматься самыми современными информационными технологиями. Важной частью моей работы будет и общение с бизнесом. Самое важное — снять барьеры для бизнеса, сократить издержки для бизнеса, серьезно поговорить с бизнесом.
О нацпроектах
Я буду заниматься нацпроектами. Считаю, что это хороший инструмент для достижения этих целей, в том числе и для роста ВВП.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации:
— Владимир Путин открыл дискуссию о перезагрузке политической системы в сторону усиления роли гражданского общества. Ведь Федеральное собрание, включающее Совет Федерации и Госдуму, — это и законодательный, и представительный орган власти. Как, впрочем, и президент. И вот для усиления этой политической конструкции будет расти роль еще одного органа — Госсовета. Он выступит своеобразным конкурентом для Федерального собрания. По сути, Путин заявил о запуске проекта по созданию новой системы сдержек и противовесов. Но говорить о том, что все уже решено, нельзя. Пока, повторю, идет обсуждение. Вообще система сдержек и противовесов была всегда. При Борисе Ельцине, например, она выглядела так: вот президент, вот его фавориты, вот олигархи. Эта система оказалась нежизнеспособной, потому что разграблению подверглись и природные богатства, и государственные резервы. При Владимире Путине систему сдержек и противовесов удалось формализовать. Мы начали двигаться в сторону демократии в классическом смысле этого слова. Нынешние инициативы президента — продолжение этого движения. Причем речь идет не только о политическом устройстве, но и об экономике. Деньги, накопленные на федеральном уровне, должны начать поступать на региональный и муниципальный уровни. Фактически в карманы граждан. Тогда и экономика начнет расти. Именно об этом говорил президент в своем Послании.
Георгий Федоров, руководитель Центра социальных и политических исследований «АСПЕКТ», член общественной палаты РФ:
— Сейчас один из главных вопросов — как именно будут опрашивать россиян на тему дальнейшего политического устройства. Ведь Путин фактически объявил начало широкой общественной дискуссии. Обратите внимание — слово «референдум» нигде не звучало. Дело в том, что проведение референдума — это очень долго, дорого и, согласно закону, сопряжено с огромным числом формальностей. Мой прогноз таков: вместо референдума будет всероссийский опрос. А чтобы люди не поленились принять в нем участие, его совместят с выборами в Госдуму. Напомню, нижнюю палату парламента должны избрать в 2021-м. Но изберут, скорее всего, на год раньше. Это выгодно власти еще и потому, что в регионы потекут выплаты, о которых объявил Владимир Путин. А значит, социальный фон станет более благоприятным, что, разумеется, поднимет шансы на успех партии власти. К тому же, я уверен, новое правительство, которое вот-вот сформируют, до Единого дня голосования — 13 сентября 2020 года — вряд ли наделает каких-то глупостей и «уронит» благосостояние граждан. Так что выборы пройдут в благоприятной для власти и не очень благоприятной для оппозиции атмосфере. Кстати, об оппозиции. Число парламентских партий, я думаю, останется прежним. А вот их руководители наверняка будут меняться. Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский, Сергей Миронов — это достаточно пожилые уже люди. Думаю, что они переместятся либо в Совет Федерации, либо в Госсовет. Все к этому идет. За Геннадия Зюганова, например, комментарии часто дает депутат Сергей Афанасьев. Вместо Жириновского часто выступает Игорь Лебедев. Мне кажется, и Госдума, и представленные в ней партии так же нуждаются в обновлении, как и вся политическая система России. Пора. И я рад, что процесс запущен.
Аркадий Любарев, руководитель дирекции программ мониторинга избирательных кампаний Независимого Института выборов:
— Предлагается некое усиление полномочий Государственной думы в части того, что она будет утверждать не только главу правительства, но и министров. В части формирования правительства тоже будут изменения, но формальные или реальные — зависит от конкретных людей. Эти изменения рассчитаны на перспективу и не будут быстрыми. Речь идет о партийном правительстве, когда партия, которая имеет большинство в парламенте, предлагает кандидатуры премьера и министров, а президент уже с ними соглашается. У нас пока президент предлагает, а депутаты соглашаются. Причем часто он предлагает людей, с партией не связанных, и партия соглашается. При партийном правительстве процесс обратный. Смысл такого правительства в том, что тогда партия за него отвечает, и если правительство работает плохо, партия на следующих выборах теряет голоса. У нас этого пока практически нет.
Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ:
— Сейчас Государственный совет по сути является совещательным органом при президенте. Если он будет внесен в Конституцию, то получит определенные распорядительные исполнительные функции. Мне кажется, в ходе дискуссии еще определят место Государственного совета в будущей структуре власти, а она будет более демократичной. Я имею в виду и расширение полномочий Государственной думы, и расширение полномочий Совета Федерации. Надо понимать, что тут президент передает часть собственных полномочий. Мне хотелось бы понять, чьи и какие полномочия пойдут в Государственный совет. Пока, думаю, скорее всего, это будут вопросы, связанные с обсуждением стратегии внешнеполитической линии страны (сейчас это полномочия лично президента). Также у нас Федеративная Республика, и отношения между субъектами Федерации, создание и изменение их баланса тоже могут стать полномочиями Государственного совета.
Читайте также: Сенатор Клишас: Путин не исключил возможность внесения новых поправок в Конституцию