Игра занимает всё воображение, всё время жизни, она кристально холодна, бесстрастна и беспристрастна. Поэтому все желания очень быстро становятся ненужными, а все удобства сводятся к элементарным потребностям. На каком-то этапе жизни главным становится не показная роскошь, а богатства духа.
Знание игры, всех её тонкостей и особенностей, главное, умение играть – вот что может составить удовольствие для знающего человека. Долгое изучение правил, переход от коротких партий ко всё более долгим, заслуженное уважение других игроков – и чувство мировой гармонии, когда всё сходится так, как было задумано и так, как было велено.
Не задумываясь об окружении, проблемах, быте, жить словно в загадочной хрустальной башне – такой, что из неё не виден мир, но глаза всех считающих себя разумными людей устремлены внутрь её стен и пристально следят за каждым жестом и шагом. И это ещё одно удовольствие – вести себя интеллектуально независимо от простых смертных, на плечах которых выстроена система, которую возглавляешь.
Что с них взять? Они ничего не понимают, и поэтому почти не нужны. Наверное, некоторые пытаются проникнуть в суть игры, но эти попытки неинтересны. Такие наблюдения не отвлекают. Потому что не увлекают.
Если жить в таком мире, в такой башне, можно шутить шутки понятные только самому пошутившему, или думать о себе в третьем лице. На чело словно накладывается некая потусторонняя печать: этот человек больше не занят миром, он постигает музыку сфер. Он исследует созерцание. Он творит отсутствие беспорядка. Он становится всё более изощрённым профессионалом – без эмоций, без привязанностей – и, сам того не замечая, поднимается всё выше в некой странной иерархии, пока не становится Мастером Игры. Магистром Луди.
Именно такой человек стал героем романа Г. Гессе «Игра в бисер».
«Игра в бисер» - сложнейшее сочетание музыки и математики, интеллектуальная отдушина для высоколобых игроков, ушедших в подполье от современного им мира – и пока они были в подполье, мир рухнул. Индустриальная Европа (чрезмерно индустриальная) пережила коллапс духовного развития, от прежней пестроты сочинений и исполнений в ней не осталось ничего – только эта Игра. Лишённые воображения народы глядят теперь на Магистров, манипулирующих знаниями и звуками, составляющих квази-уравнения и разворачивающих Игру с каллиграфической точностью до почти божественной красоты (и всё это с помощью стеклянных шариков, бисера). Лучшие игры записываются и заучиваются учениками.
Ученики, как и Магистры, живут в замкнутой области, чьё содержание незыблемо зависит от окружающего мира. Ученики ещё могут испытывать какие-то эмоции, чувства, доказывать свои мысли, критиковать чужие, и развиваться как развиваются дети – набивая шишки. Магистры переросли подобную тщету. Всё их развитие – вариации одних и тех же игр, нанизанных на ось времени в разном порядке, исполненных с разным темпом и тембром. Эмоции уходят. Страсти выцветают до одного тона. Логический ход суждений заменяет живую мысль.
Вдоль этого логического хода и следует Магистр Игры Йозеф Кнехт. Потому что живые слова, давным-давно сказанные его бывшим другом, вдруг спустя много лет приводят стройный внутренний мир в беспорядок. И теперь Кнехт пытается понять, где и кто допустил ошибку, как её исправить, к какому компромиссу придётся прибегнуть…
Эта книга сложная, и не слишком популярная. В ней нет сложного сюжета (да и самого сюжета почти нет), нет многочисленных отсылок на другие произведения. Это честное размышление непростого человека на пороге смерти.
Смерти Европы (немец по происхождению, Гессе заканчивал эту книгу в Швейцарии во время Второй мировой). Смерти человеческого духа. Смерти самого человека.
Гессе смотрит на динамику взаимоотношений человека и человечества: что связывает тех, кто отстранился и тех, кто остался с людьми? И что их разделяет?
Йозеф Кнехт, его главный герой – герой на самом деле тихий и почти отчаявшийся. Рафинированный, дистиллированный умник, которому всё же хватило ума и интеллектуальной стойкости найти правду, сказать правду, и дать людям надежду.
Это был последний роман великого писателя, прочтите его, сыграйте в бисер.