Рынок незаконного оборота культурных ценностей, несмотря на все усилия официальных органов различных стран, не умирает. И более того – набирает обороты. Помимо продажи похищенных прямо с раскопок, из музеев и т.д. предметов, участники рынка не брезгуют торговать и откровенными подделками. Уровень подделки зависит от мастерства изготовителя и финансовых возможностей заказчика.
Мы уже рассказывали, кто, где и как ворует древние артефакты в Италии, где их можно хранить до легализации, как их можно легализовать и продать вполне приличному музею. Предположительно, в мировых музеях, которые покупают экспонаты у частных коллекционеров и на аукционах, есть некоторый (возможно, не такой уж и маленький) процент поддельных артефактов. Время от времени СМИ освещают истории, когда музей спохватился и признал подделку. Как, например, в случае с этрусским сосудом 700-500 годов до нашей эры из Музея искусств Кливленда.
Иногда подделку обнаруживают уполномоченные органы, изъяв предмет как незаконно полученный или не имеющий документально подтвержденного происхождения.
А вот пример подделки, которую легализовали через дилеров и пытались продать коллекционерам, но потерпели двойную неудачу. Сначала статую изъяли, а затем и вовсе «разжаловали» из древних.
Мраморная статуя, изъятая итальянской Службой карабинеров по охране объектов культурного наследия в 1996 году, на самом деле подделка. Такой вердикт основан, в частности, на анализе изображения волос на голове и лобке скульптуры. Да и то, что должно быть «под виноградным листом», великовато для нормального человека в понимании античных скульпторов.
Статуя предназначалась на продажу как античная.
После изъятия она хранилась в запасниках Антиквариума Помпей и впервые была представлена публике в 2016 году на выставке "Il Corpo del Reato/Состав преступления". О санкциях к ее продавцам не сообщается.
Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.