Найти тему
Станислав Логунов

Сомневаться – хорошо!

Я не раз сталкивался с ситуацией, когда начинал задавать уточняющие вопросы своему сотруднику, а в ответ слышал: «Станислав Игоревич, вы что, мне не доверяете?..» В ответе чувствовалась обида и даже агрессия — в общем, демотивация и разочарование во мне как руководителе.

Дорогие мои, сомневаться — хорошо и полезно для дела. Уточняющие и расширяющие вопросы призваны усовершенствовать процесс выполнения поставленной вами задачи — никогда не будет лишним убедиться, что она правильно понята, а план исполнения детально продуман. Речи об утрате доверия здесь не идет.

Откуда же появляется такая реакция на уточнение и переспрашивание? Предположу, что из детства.

Увы, некоторым родителям свойственно сомневаться в умственных способностях своих чад: «Ты бестолочь, что ли? Мы за тебя должны все делать?» Слыша из раза в раз такое, ребенок замыкается в себе, отвыкает делиться проблемами и не ждет помощи от старших.

Другая крайность — опека сверх меры. По сути, это обратная сторона той же медали, имя которой «Недоверие». Возможно и вас одергивали родители, когда вы пытались сделать что-нибудь самостоятельно: «Давай лучше я помогу».

И вот это недоверие взрослого к ребенку мешает жить спустя годы. Нормальный вопрос вызывает у сотрудника бурю негатива, потому что за считанные мгновения его мозг успевает «съездить» в прошлое, зарядиться там негативом и вернуться обратно в директорский кабинет или на совещание. Дело в том, что руководитель часто ассоциируется у нас с родительской фигурой. И стоит нам лишь услышать (или додумать!) в его вопросе отголоски родительского недовольства, как мы сами себя возвращаем в прошлое, чтобы вновь испытать привычные неприятные чувства. И, будучи взрослыми, дать «справедливый» отпор обидчику.

Хорошо бы всем — и руководителям, и подчиненным — учиться говорить прямо и открыто! Чтобы избегать разных подтекстов, интерпретаций и двусмысленностей! А руководителям еще и обратить внимание на правильные формулировки своих вопросов и их подачу. Чтобы в свою очередь не скатываться к родительскому «Опять я за вас думать должен, бестолочи!»

Чем больше уточняющих вопросов и ответов на них, тем больше понимания. Задавать вопросы — значит, обмениваться вниманием!

Тут уместно вспомнить принципиальный подход Тойоты к ведению бизнеса: «ПОДВЕРГАЙ ВСЁ СОМНЕНИЮ». Кстати, моя книга «Путь самурая 2.0», в которой подробно рассмотрены подходы Тойоты, выйдет совсем скоро!