Найти в Дзене
Medical law

Верховный суд сократил срок привлечения к ответственности за нарушение лицензионных требований

Речь пойдет о давности привлечения к ответственности за нарушение лицензионных требований (ответственность предусмотрена по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ). Это довольно "популярный" у контролирующих органов состав, применяемый к организациям, работающим на основании лицензии (медицинским, образовательным, страховым и пр.). Как правило, правонарушения по указанному составу являются длящимися, поэтому срок привлечения к ответственности отсчитывается с момента обнаружения правонарушения (например, от даты, указанной в акте проверки), а не с момента его совершения. Лицензионное законодательство отсутствует в перечисленных в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ областях законодательства, за нарушения требований которых установлены специальные сроки давности привлечения к административной ответственности (год и более), следовательно, в отношении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, применяется общий срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ и составляющий

Речь пойдет о давности привлечения к ответственности за нарушение лицензионных требований (ответственность предусмотрена по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ).

Это довольно "популярный" у контролирующих органов состав, применяемый к организациям, работающим на основании лицензии (медицинским, образовательным, страховым и пр.).

Как правило, правонарушения по указанному составу являются длящимися, поэтому срок привлечения к ответственности отсчитывается с момента обнаружения правонарушения (например, от даты, указанной в акте проверки), а не с момента его совершения.

Лицензионное законодательство отсутствует в перечисленных в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ областях законодательства, за нарушения требований которых установлены специальные сроки давности привлечения к административной ответственности (год и более), следовательно, в отношении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, применяется общий срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ и составляющий 3 месяца (т.к. дела рассматриваются судьями).

Однако суды разных инстанций зачастую отклоняли доводы привлекаемых к ответственности организаций об истечении 3-х месячного срока привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП, мотивируя это тем, что нарушения связаны не с лицензионным законодательством, а с иными его сферами (например, охраной здоровья, санитарно-эпидемиологической, потребительской, страховой и т.п.), и поэтому срок давности составляет 1 год.

Фото я Яндекс.картинок
Фото я Яндекс.картинок

Например, Девятый Апелляционный арбитражный суд (9ААС), согласившись с выводами арбитражного суда первой инстанции, в своем постановлении (от 14.05.2019 № 09АП-17280/2019) указал:

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод подателя апелляционной жалобы об истечении 3-х месячного срока привлечения общества к административной ответственности, поскольку в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения, связанного с нарушением страхового законодательства, составляет один год.
В перечисленных в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ областях законодательства, за нарушения требований которых установлены специальные сроки давности привлечения к административной ответственности, действительно отсутствует лицензионное законодательство как отдельная область законодательства. Тем не менее, данное обстоятельство не может умалять замысел законодателя относительно необходимости применения более длительных (специальных) сроков давности привлечения к административной ответственности за деяния, выразившиеся в нарушениях требований прямо поименованных в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ областях законодательства, соблюдение которых может являться помимо прочего условием действия (выдачи) лицензии, т.е. лицензионным требованием.

Суды, вынося решения, опирались на следующую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (Постановление от 02.11.2010 № 6971/10):

... суд кассационной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Также суд кассационной инстанции правильно указал на то, что совершенное обществом правонарушение посягает на права потребителей, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год со дня его совершения.

Однако указанное выше постановление 9ААС было отменено Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2019 № 305-ЭС19-12088, со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда РФ. Так, в Постановлении от 15.01.2019 № 3-П, Конституционный Суд РФ указал следующее:

часть 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, устанавливающая, что постановление по делу об административном правонарушении, выразившемся в нарушении законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает распространения указанного срока на привлечение к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 данного Кодекса, в том числе когда такое административное правонарушение повлекло нарушение прав потребителей.

Таким образом, срок давности привлечения к ответственности за нарушение лицензионных требований составляет 3 месяца, а не год!