Найти тему

БОГОСЛОВИЕ КНИГИ ИОВА

И. Репин. Иов и друзья
И. Репин. Иов и друзья

Празднуя Рождество Христово, мы всегда вспоминаем о трех волхвах пришедших с Востока, чтобы поклониться Христу Младенцу. Может быть далекими предками и прообразами рождественских волхвов были и три друга Иова. Они пришли утешать страдальца, волхвы с Востока пришли принести дары Спасителю. Что же принесли Иову трое его друзей?

В этой статье, дорогие читатели, мы попробуем с вами прикоснуться к одному из самых сложных текстов Библии — к беседам Иова с тремя друзьями, которые пришли утешать страдальца. Беседы эти начинаются в 3 главе и заканчиваются в 31-ой. Итогом всех рассуждений можно считать речь Елиуя (32-37 главы) — 4 - го друга, и речи Бога, обращенные к Иову, и его ответы Ему (38-42 главы).

Три друга — Елифаз, Вилдад и Софар пришли к страдальцу утешать его. Они рыдали вместе с ним, посыпали пеплом свои головы, вместе с Иовом провели целую неделю на гноище (Иов.2:11-13). Им было свойственно сострадание, друзья не пожалели своего времени для Иова. Первым нарушил молчание Иов. Он поднимает плачь о своем страдании:

погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! (Иов.3:3)
Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева (Иов.3:11)

Человек обычно радуется и празднует свой день рождения, а Иов проклинает его. Его слова — мысли каждого страдающего человека. Тот, кто страдает, знает, что такие мысли могут посещать всякого, кто пьет чашу страданий. И Иов здесь — не исключение. И он человек, и он страдает, и ему кажется, что его жизнь напрасна, что лучше бы не жить совсем, чем страдать. Смерть, которой все так страшаться, он уже видит благом и избавлением.

Но о чем говорят друзья Иова?

  • Совершенство Бога и несовершенство человека.
Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки (Иов.4:18)

Эти мысли высказывает один из друзей Иова Елифаз. Бог настолько совершенен, что все творение несовершенно по сравнению с Ним — так думает Елифаз. И сложно с ним не согласиться. На иконе «Троица» преподобного Андрея Рублева мы видим трех Ангелов. Ангел — вестник, символ, часто участвующий в явлениях Бога. Моисей в купине увидел Ангела, и именно ангел передавал откровение об имени Бога.

Ангел по сравнению с человеком совершенен, так как: а) бесплотен; б) безсмертен; в) свят. Человек же имеет плоть, а плоть имеет похоти, которые как моль уничтожают ее саму. Но ангел, как и человек, изменчив, хотя и побеждает изменчивость «цепями любви» по выражению святителя Григория Великого. Только Бог неизменяем по Своей природе.

Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его (Иов.15:15)

Нечисты небеса, потому что «скрыты облаками», как говорит Олимпиодор, толкователь книги Иова. И опять изменчивость здесь означает нечистоту и несовершенство.

Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его.Тем менее человек, [который] есть червь, и сын человеческий, [который] есть моль.(Иов.25:5,6)

Казалось бы, что может быть неизменнее, чем звезды и луна? Тысячами лет они излучают свет на землю. Тысячами лет луна находится на своей орбите. По сравнению с человеком она не меняется. Но по сравнению с Богом она не совершенна, потому что материальна, а все материальное имеет недостатки.

Мы меняемся, Бог не меняется; мы теряемся — Он нас находит; мы движемся, но Он быстрее нас. Отец Небесный и доныне делает. Может быть наше непостоянство и есть наше преимущество перед луной и звездами? Мы нечисты, но можем стать чище. Небеса покрыты облаками, но и облака рассеиваются. Бог неизменен, но ждет от нас изменений к добру в нашей жизни.

2. «Завет с очами» - очищение мыслей как основа нравственности и благочестия.

Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице.(Иов.31:1)

Чистые помыслы — основа праведности. Иов заключил договор со своими глазами — они не смотрят на искушающее и через это очищаются помыслы. Хотим ли мы очиститься от греховных помыслов? Последуем же примеру Иова, заключим завет-договор с глазами, чтобы не смотрели они на страстное и греховное: телевизоры, планшеты, смартфоны, телефоны, рекламные плакаты... Все это переполнено греховными изображениями и искушающими текстами. Отвратим же наши очи, «еже не видети суеты».

3. Причина страданий праведника Друзья Иова упорно пытаются убедить его в том, что он страдает за какие-то грехи, которые он забыл, либо скрывает. Праведник никогда не будет страдать, Бог не допустит этого, - уверены три друга. Но настоящий праведник Иов так не считает:

Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами их.(Иов.21:7,8)

Итак, грешник часто благоденствует, и богатство, и внешнее счастье вовсе не признак праведности, - говорит Иов. Друзья не нашли, что возразить ему, поэтому в спор вмешивается Елиуй и Сам Бог.

Основная мысль речей Елиуя в следующем:

К Богу должно говорить: я потерпел, больше не буду грешить. А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду.(Иов.34:31,32)

По мысли Елиуя Иову не хватает смирения, осознания своей ограниченности, недостаточности своих познаний о Боге. Елиуй видит облака на небе (37 глава), надвигающаяся буря наводит его на мысль о величии Бога. Так в спор людей вмешивается Сам Бог.

Бог говорит Иову «из бури» (38 глава). Буря и облака на небе были символом несовершенства и изменяемости творения для друзей Иова. Но здесь Бог говорит из бури. Может быть это означает, что во власти Бога совершенство и несовершенство? Он делает вещи изменяемыми и неизменяемыми, в Его власти изменить всякую вещь. Он Сам, будучи абсолютно неизменен, в то же время абсолютно движим.

Бог указывает Иову, что его познание этого мира весьма ограниченно (38-41 главы), а значит он может и не знать истинную причину своих страданий. И Бог указывает Иову прикровенно причину его страданий в образе бегемота и левиафана — огнедышащего дракона с хвостом размером с кедр, который является «царем над всеми сынами гордости» (Иов.41:26). Как говорит святой Ефрем Сирин «Эти слова указывают на дьявола, чудовищность которого описывается через двух этих монстров; ему предназначено быть побежденным силой Христа, когда наступит полнота времен». Человек не в состоянии совладать с левиафаном-диаволом, это только во власти Бога.

В конце книги Иов признает свою ограниченность и раскаивается в желании судиться с Богом. Господь признает правоту и праведность Иова и назначет его молитвенником за своих друзей.

Так в чем же был прав Иов? А вот в чем:

4. Заступник и Искупитель Иова. Воскресение мертвых — надежда на избавление.

А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога (Иов.19:25,26)

Иов страдая, увидел своего Искупителя! Он как и Авраам верит в воскресение мертвых.Он как бы говорит: да, я умру, но оживу, Бог воскресит меня в последний день. Так вот где вера древних праведников — смерть побеждена воскресением. Его дарует человеку Бог Искупитель. «Здесь блаженный Иов предсказывает будущее явление Иммануила во плоти в конце времен» (прп. Ефрем Сирин).

Но может быть кто-то скажет: где же ваше воскресение? Все мы по-прежнему умираем. Как можно верить в то, что когда-то состоится неизвестно когда? Но когда ты выходишь из дома, ты уверен, что вернешься, но на самом деле не можешь на 100 процентов утверждать это. Ты уверен, что получишь зарплату в этом месяце? Однако веришь и надеешься, что это все-таки произойдет. Мы надеемся получить вознаграждение за труд, наступит время, когда все человечество получит справедливое воздаяние за всю историю. И воздаяние дано будет телесным, т.к. и грешили люди в теле, и творили добро в теле. Поэтому и должно быть воскресение.

И мы знаем — Искупитель наш жив! Хотя и умер на Кресте, страдая. Искупитель наш воскрес! Мы ждем Его пришествия в последний день. Заступник наш на небесах! И мы узрим Его вместе с Иовом в День всеобщего воскресения.

священник Валерий Варнашов