Найти в Дзене
Люблю читать, люблю писать

Откуда ноги растут у формулировки "автор ставит проблему" и является ли она единственно верной?

Люди, для которых ЕГЭ по русскому языку не пустой звук, знают, что в 27-м задании одиннадцатикласснику предложено написать сочинение по прочитанному тексту. Прежде всего он должен сформулировать "одну из проблем", поставленных автором текста". Слово "поставленных" выделено не мной. Именно так, жирным шрифтом, оно напечатано в каждом сборнике заданий. На основании этого некоторые преподаватели, делают вывод о том, что любой иной глагол, употреблённый для формулировки проблемы, ведёт чуть ли не к обнулению баллов по К1 - К4, и строжайше запрещают своим ученикам писать по-другому. И среди моих уважаемых читателей находятся люди, которые периодически поправляют меня: "Автор, нельзя поднимать проблему, её можно только ставить". Бывали комментарии и пожёстче: "Автор, прочитайте условие задания номер 27. В нем сказано, что автор проблему ставит, а Вы над ней размышляете. И при этом учите кого-то что-то писать". Для того чтобы понять, действительно ли формулировка "автор ставит проблему" явля
Фото из отрытых интернет-источников
Фото из отрытых интернет-источников

Люди, для которых ЕГЭ по русскому языку не пустой звук, знают, что в 27-м задании одиннадцатикласснику предложено написать сочинение по прочитанному тексту. Прежде всего он должен сформулировать "одну из проблем", поставленных автором текста". Слово "поставленных" выделено не мной. Именно так, жирным шрифтом, оно напечатано в каждом сборнике заданий. На основании этого некоторые преподаватели, делают вывод о том, что любой иной глагол, употреблённый для формулировки проблемы, ведёт чуть ли не к обнулению баллов по К1 - К4, и строжайше запрещают своим ученикам писать по-другому.

И среди моих уважаемых читателей находятся люди, которые периодически поправляют меня: "Автор, нельзя поднимать проблему, её можно только ставить". Бывали комментарии и пожёстче: "Автор, прочитайте условие задания номер 27. В нем сказано, что автор проблему ставит, а Вы над ней размышляете. И при этом учите кого-то что-то писать".

Для того чтобы понять, действительно ли формулировка "автор ставит проблему" является единственно верной, необходимо перенестись в 2015 год, когда трава была зеленее, сахар слаще, литературный аргумент был ещё обязательным, а в комментарии позволительно было порассуждать об актуальности проблемы. На экзамене некоторым выпускникам попался текст В. Солоухина про выхухоль и её детёнышей, пострадавших от паводка. Вот тут-то всё и началось. Многие одиннадцатиклассники, имея в голове парочку заготовленных "военных" аргументов в виде повестей "Сотников" или "А зори здесь тихие", решили писать не про материнскую самоотверженность, а про войну, которой автор в своих рассуждениях тоже касается. Но касается очень уж вскользь, всего в двух коротких предложениях. Конечно, проблему им не засчитали. После лавины ни к чему не приведших апелляций разразился громкий скандал, дошло до открытого письма президенту "Выхухоль украла у выпускников баллы", а Ирина Петровна Цыбулько была вынуждена выступить перед следующим выпуском одиннадцатиклассников с разъяснениями, как сформулировать проблему, чтобы не потерять заветные баллы.

Скажу сразу, этот видеоролик, где Цыбулько для особо одарённых полчаса объясняет разницу между глаголами поставить (проблему) и коснуться/затронуть (проблему), я посмотрела несколько раз и заставляю его смотреть всех своих учеников, готовящихся к ЕГЭ. В этом видео вовсе не утверждается, что поставленная - это единственно возможный вариант формулировки проблемы, Ирина Петровна лишь нацеливает учеников на поиск центральной проблемы, а не той, которой автор коснулся мимоходом (как было с выхухолью и войной в тексте Солоухина, а также с сохранением языка и охраной природы в тексте Б. Екимова). Акцентирование на слове поставленная шло из необходимости объяснить, почему апелляционные комиссии не засчитали сочинения, в которых дети писали о проблеме взаимоотношений человека и природы, когда на самом деле текст был про состояние современного русского языка. И в демоверсии 2016 года слово поставленная впервые выделили не для того, чтобы писали только так, а не иначе, а для того, чтобы избежать поводов для апелляций со стороны тех, кто выявил второстепенную проблему, потеряв из-за этого баллы. Но у нас же любят всё понимать буквально: употребил глагол ставить - молодец, употребил другой - тебе капец.

Я своим ученикам разрешаю и ставить проблему, и выдвигать, и поднимать. Понятно же, что сам глагол "поставить" не спасёт, если при этом ученик будет брать проблему, которая в тексте лишь упоминается. Кстати, требования к комментарию в том же 2016 году изменили для своеобразной самопроверки: если ты нашёл в тексте два примера-иллюстрации к проблеме, значит она "поставленная"/ "поднятая"/ "выдвинутая" - не нашёл, значит она лишь"затронутая"/ "упомянутая".

Если вы готовитесь к ЕГЭ по русскому языку, возможно, вам будут интересны следующие статьи:

Учимся писать сочинение в формате ЕГЭ: план, количество абзацев

Учимся формулировать проблему двумя способами

Учимся писать комментарий

Смысловая связь между примерами

Как сформулировать позицию автора?

Можно ли использовать литературный аргумент в сочинении ЕГЭ по русскому языку?

Также можете ознакомиться с образцами сочинений:

сочинение по тексту Юрия Нагибина "Заброшенная дорога"

сочинение по тексту Захара Прилепина о новогодних подарках

сочинение по тексту С. Мизерова о юношеской мечте.

сочинение по тексту В. Дудинцева "Встреча с берёзой".

О текстах, доставшихся одиннадцатиклассникам на экзамене в прошлом году, можно прочитать здесь.