Найти тему

Загадочный интравербал: диалог для ребенка с РАС

Забираю сына из садика, он заявляет:

- Я порвал хлеб! Белый.
- Молодец, -

Радуюсь я успеху сына. Я рада. Нет, я просто счастлива и объясню почему.

Общение у детей с РАС бывает весьма специфическим. Я знала одну девочку, которая на вопрос: "Как дела?" молчала и улыбалась. Такой простой вопрос, а ответа на него не было... Причем девочка была слабоаутичной: нормальная речь, окончила среднюю школу, с маминой помощью получила "вышку" в танкозаборостроительном вузе, на работу устроилась.

Поддерживать диалог и рассказывать о чем-либо для аутиста - непростая задача. Маленькие нейротипичные дети учатся этому как бы сами по себе. Аутятам - приходится помогать. Особенно если нарушено понимание речи. Чтобы уметь поддерживать беседу и вступать в разговор, ребенок должен много и хорошо отвечать на вопросы.

В "Программе оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями VB- MAPP" за ведение диалога отвечают блоки "Интравербал" и "ФХК". Там дается список упражнений для развития функции диалога у детей. Работать с этими функциями мы начинаем, когда ребенок уже может говорить и называть предметы, а также понимает некоторые глаголы.

Я не рекомендую пользоваться этими упражнениями самостоятельно. Там есть много нюансов. Хорошо, если бы их включили в программу ребенка, после его тестирования профессионалом.

Как правило, начинают с картинок. Потому что у детей с сенсо-моторной алалией речь развивается медленно, а картинки "вывозят" и активную, и пассивную речь.

Первые задания для развития диалога

1. Показать правильную картинку из пяти, которая подходит по смыслу к фразе, типа:

А."Ты пьешь..." (сок), "Ты смотришь..." (телевизор)

Б. Показать правильную картинку из пяти, которая подходит по смыслу к фразе, типа: "На чем ты спишь?", "Что ты пьешь?".

В. Показать правильную картинку из пяти к фразе, типа: "Покажи, у кого есть хобот?" "У чего есть колеса?" "У чего есть карманы?" и т.п.

2. А.Дополнять фразы словами. Для начала лучше всего стихи-болтушки или знакомые ребенку стихи. Хорошо если в стихах для дополнения будут существительные в именительном падеже. См. образцы.

Б. Отвечать словами на все перечисленные в пункте "1" упражнения.

Дополнительные упражнения

Читаем и обсуждаем. Читаем книги к картинками, задаем простые вопросы, типа: "Чебурашка нашел в лесу..." или "Что Чебурашка нашел в лесу?" Для пассивного развития речи (если пока не получается говорить) ребенок должен показать на картинке яйцо. Для активного - должен сказать: "яйцо", причем можно дать подсказку - показать пальцем яйцо на рисунке.

"У меня зазвонил телефон" - читаем ребенку стихотворение Чуковского, а потом играем в игру с телефоном.

-Ало.
-Ало.
- Как тебя зовут?
-(Ребенок называет имя)
- Как дела?
- Хорошо.
- Пока
-Пока.

Давай поговорим. Расспрашиваем ребенка о прошедшем дне или событии, задаем наводящие вопросы, даем подсказки. Вопросы лучше задавать конкретные, типа: "Куда ты ходил?", "Что ты кушал", "На улице какое время года?", "Что на тебе надето?" и пр. Естественно, все темы вопросов должны быть отработаны с ребенком.

Расскажи о себе. Репетируем автоматические ответы на вопросы о ребенке, например:

Варианты вопросов
Варианты вопросов

Еще мне нравятся "олдскульные" упражнения ABA, описанные в книге "Услышать голос твой". На самом деле, очень многие тераписты используют их в работе.

У тебя - у меня. А. Кладем карточки с предметами. Взрослый говорит какую то фразу, типа: "У меня груша", ребенок отвечает: "У меня арбуз" .

Б. Переходим к описанию одежды и частей тела, вводим вариации:

"У меня штаны"-"У меня юбка".

"У меня борода"- "А у меня нет".

"У меня рубашка" - "У меня тоже".

В. Играем с ребенком в лото, используя эти фразы.

Навыки, полученные в ходе занятий, необходимо обобщить с другими людьми. Идеально, если ребенок будет общаться со сверстниками. Если есть какие-то нежелательные слова или хулиганство, подыскиваем им альтернативу поведенческими карточками.

Пока наши речевые потуги в диалоге с детьми выглядят хаотично, например:

-Девочка . Носик. Конфетка. Ням-ням.

Но хорошо, что они есть.