В прошлой публикации я писала о том, что тексты о войне всегда присутствуют на ЕГЭ по русскому языку в большом количестве. В прошлом году они составляли примерно половину от всех предложенных на экзамене текстов. Этот год не станет исключением. К тому же грядёт круглая дата - 75 лет со дня победы в Великой Отечественной войне.
Если вы видите, что вам достался текст, так или иначе связанный с войной, не надо писать в первом абзаце (и ни в каком другом тоже не надо), что автор поднимает проблему войны. Это очень широкое толкование (как и "проблема любви", "проблема дружбы" и т.п.). Необходимо "сузить" его, конкретизировать, например:
- Проблема героизма (патриотизма) человека на войне. Эту же проблему можно сформулировать в виде вопроса: "Что движет русскими солдатами и офицерами на полях сражений?"
- Проблема влияния войны на характер человека. (Какие перемены происходят с человеком, прошедшим войну?)
- Проблема нравственного выбора человека на войне. (Что побуждает человека сделать выбор в условиях войны?)
- Проблема переживания детьми военных событий, их посильного участия в борьбе с врагом (Как дети переживали военные события? В чём заключалось их участие в борьбе с врагом?)
- Проблема проявления человечности и сострадания в годы войны. (Как в
страшные годы войны людям удавалось сохранять в себе человечность и сострадание?) - Проблема бесчеловечности войны. (В чем проявляется бесчеловечность войны?)
- Проблема сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне. (Почему важно сохранять память о Великой Отечественной войне?)
- и т.д.
Как видим, в текстах, объединённых военной темой, могут подниматься абсолютно разные проблемы. Будьте к этому готовы.
А сейчас я предлагаю всем желающим прочитать отрывок из рассказа В.Дудинцева "Встреча с берёзой" и подумать, как можно сформулировать проблему, поднятую в этом тексте. Свой вариант сочинения, как всегда, опубликую через несколько дней.
(1)Я ушел в армию восемнадцатилетним мальчишкой, и было это в тридцать девятом году. (2)Я был беспечным, видел в жизни только яркие пятна. (З)Собственно говоря, я тогда еще ни о чем не задумывался. (4)Должно быть, потому, что был мал, самоуверен и не видел границ отпущенного нам времени. (5)Полковая школа сделала меня немногословным и строгим сержантом. (6)Я знал, что война будет и что враг мой готовит где-то оружие, и был готов к встрече.
(7)И тогда я не верил в мужские слезы, гордился собою, потому что ни одна слезинка не падала из моих возмужалых глаз. (8)Но что-то изменилось. (9) Потом. (10)На войне.
(11)Когда мне резали в госпитале раненое бедро, глаза у меня были сухими. (12)А через день, когда я расставался со своим другом Мишей Ноготовым, раненным в грудь, когда его уносили на носилках и он, уезжая от меня навсегда в далекий, какой-то специальный госпиталь, повернул ко мне желтое лицо и повел на меня угольным глазом навыкате и еле кивнул, - зажмурился тогда я, вздохнул и заплакал. (13)Не стесняясь.
(14)Через год в другом гocпитале, в Польше, медсестра дала почитать книжку стихов Есенина (15)Читал его впервые, читал всей палате и заметил, что читать было тяжело. (16)А « Анну Снегину » я дочитать не смог (17)Прочитал: «Когда-то у той вон калитки мне было шестнадцать лет, и девушка в белой накидке сказала мне ласково: «Нет». (18)И запнулся. (19)И дышать стало трудно. (20)И сколько ребята ни просили, не стал читать дальше и накрылся одеялом с головой. (21)И заплакал. (22) И вспомнил свою историю, которая до сих пор не имеет конца.
(23)И вот война позади - Москва!
(24)Показался мой дом вдали среди зелени Сокольников, и я почувствовал новый для меня острый укол в труди. (25)И что-то прямо заныло глубоко во мне, когда я наконец прижал мать, плачущую шесть одиноких лет, седую, в аккуратно заштопанном платье. (26)А потом я направился к НЕЙ. (27)Позвонил в знакомую дверь. (28)Открыли мне незнакомые люди и сказали, что Мария Федоровна Сорокина здесь не живет. (29) Я вышел из метро и через парк побрел домой. (30)Прямая аллея, пересеченная корнями, напоминала мне тридцать девятый год, когда будто бы не я, а другой Владимир, восемнадцатилетний и беспечный, догонял здесь Машу, а она то и дело убегала.
(31)Сокольники - такое место, где на каждом шагу скамейка. (32) Но нелегко сесть на скамейку вечером. (33)Не знаю, как сейчас, но в тридцать девятом Владимир и Маша всегда находили скамьи занятыми. (34)Тогда Владимир оторвал дома в сарае две доски и сделал под березой прочную лавочку - на двоих. (35) И в этот же вечер они пришли сода, и здесь Владимир обещал Маше помнить о ней вечно, а она только смотрела на нeгo покорно и нежно и иногда качала головой, как старшая, хотя было ей всего семнадцать лет.
(36)Потом он получил повестку и уехал в армию. (37)А вместо него вернулся я.
(38)Опять передо мной стена молодого темно-зеленогo ельника. (39)Он по - прежнему топорщился и загораживал всем путь к нашей лавочке. (40)Я попробовал найти нашу тайную лазейку - и не нашел, полез прямо в иглы. (41) Пролез, березу увидел - белую, неприкосновенную. (42)Ho лавочки под нею не было.
(43) Я опустился на траву и лег лицом вверх - к вечерней сини, раскинув руки. (44)Моя береза жила надо мной каждым листочком . (45) И по стволу рыскали муравьи. (46) И тут же я вскочил. (47) На березе выше моего роста на коре была надпись, вырезанная глубоко. « (48) Уезжаю с заводом, куда - не знаю. (49) Милый, мы встретимся!" (50) И я сразу догадался, как она достала так высоко: она вырезала буквы, встав на нашу лавочку. (51) А потом выдернула ее, чтобы никто не достал, не заровнял букв. (52) Я обнял березу и зажмурил полные слез глаза. (53) Нет, я не в обиде на войну за то, что она научила меня плакать...
Если вам близка тема подготовки к ЕГЭ по русскому языку, возможно, вас заинтересуют некоторые предыдущие публикации:
Учимся писать сочинение в формате ЕГЭ: план, количество абзацев
Учимся формулировать проблему двумя способами
Как сформулировать позицию автора?
Можно ли использовать литературный аргумент в сочинении ЕГЭ по русскому языку?
Готовое сочинение в формате ЕГЭ по тексту Мизерова о юношеской мечте можно прочитать здесь.
Также можете ознакомиться с сочинением по тексту Захара Прилепина о новогодних подарках.