Вы точно встречали яркие кричащие плакаты с героями комиксов, коллажи из фотографий на контрастном фоне и портреты знаменитостей в квадратах разных цветов. Это все поп-арт.
Поп-арт — популярное и доступное искусство. Оно понятно, его легко узнать и объяснить.
Что такое поп-арт и почему он появился
Поп-арт — художественное направление, которое зародилось в 1950-х годах в Великобритании, но наиболее популярным сперва стало в США. Это направление искусства возникло как реакция на абстрактный экспрессионизм, который был популярен с 1940-х годов. Экспрессионизм был серьезный, беспредметный и неочевидный:
Попробуйте угадать, что нарисовано на этой картине. Это сложно. В абстрактном экспрессионизме художник выражает свой внутренний мир, как он «видит» и «чувствует». Неподготовленный человек не поймет суть без подсказок опытного искусствоведа.
В 50-х годах популярность экспрессионизма стала проблемой: не все понимали абстрактные работы художников. Чтобы оценить картины, человек должен был разбираться в искусстве. Такое направление стало доступным не для всех, а для «избранных». Ему в противовес появился простой и понятный поп-арт:
Идея поп-арта — возвращение к реальности. Поэтому источниками вдохновения стали упаковки продуктов, знаменитости, комиксы, рекламные плакаты, телевидение, предметы быта, стереотипы. Все, что встречается в обычной жизни обычных людей. Поп-арт стал искусством социального равенства, понятным всем.
Когда поп-арт стал по-настоящему популярным
Мир активно заговорил о поп-арте в 1956 году. В Лондоне прошла выставка «Это – завтра», состоящая из фотографий голливудских кинозвезд и кадров из фильмов. В рамках выставки мир увидел потрясающий коллаж художника Ричарда Гамильтона — «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?». Коллаж стал знаковым.
Характерные черты поп-арта
Как отличить поп-арт от других видов искусства?
Яркие и контрастные цвета, цветовой беспорядок
Поп-арт картинки — это настоящее цветовое безумие. Художники раскрашивают кожу людей в неестественные оттенки, заполняют фон однотонным контрастным цветом, добавляют внезапные яркие фигуры.
Коллажи
Картинки, где объекты очевидно взяты из разных мест. Они «парят в воздухе», оторваны от реальности, накладываются друг на друга. Объекты могут быть как логически связаны, так и не иметь друг к другу никакого отношения. А могут быть не связаны только на первый взгляд. Например, на этой поп-арт картинке объекты кажутся разрозненными, но по факту взяты из работ одного из самых известных поп-арт художников — Энди Уорхола.
Сейчас такие коллажи часто используют в дизайне и рекламе: в соцсетях, на плакатах, в открытках. Люди без опыта в дизайне, могут легко создавать подобные коллажи в приложении Canva. Можно выбрать один из стандартных шаблонов и добавить текст и объекты из коллекции сервиса. Можно использовать этот шаблон открытки:
Надписи, будто на рекламном плакате
Короткие фразы, слоганы, девизы, диалоги, звукоподражание и стикеры с аббревиатурами. Будто это реклама. Впрочем, бывает и реклама в стиле поп-арт.
Комбинации с фотографиями, реальными предметами
Картинки, будто составленные из кусков разных фотографий.
Кумиры, герои комиксов
Это могут быть как фотографии звезд, так и графические рисунки.
Логотипы известных брендов
Чаще всего на поп-арт картинках появляются Coca-Cola, McDonald’s, Shell, Campbell’s. Не обязательно эти бренды будут на своих классических упаковках. В поп-арте приветствуется высмеивать общество потребления:
Элементы промышленной рекламы
Сценарии из повседневной жизни. На поп-арт картинках люди едят, курят, пьют, покупают вещи.
Легко узнаваемые объекты: еда, предметы быта
На картинках вы видите телевизоры, мыло, пылесосы, диваны… Это вещи, которые есть в доме у каждого.
Сюда можно отнести ту самую работу Ричарда Гамильтона — «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?». И многочисленные поп-арт картинки в этом стиле:
Цветные точки
Вместо игры с цветом или однотонного фона, художники могут использовать пунктир:
Как использовать поп-арт в дизайне
Поп-арт уместен в вещах, где приветствуются легкий сарказм, буйство красок и отсылка к 50-м и 60-м годам.
Поп-арт в айдентике
Яркие и контрастные цвета привлекают. Почему бы не выстроить на этом стиль компании? Для полноценного образа можно добавить характерные забавные рисунки:
Или сделать упор на «плакатные» шрифты и добавить мемы — современную альтернативу героям комиксов:
Визитку в стиле поп-арт можно сделать в приложении Canva. Просто выберите шаблон, добавьте свой текст и по необходимости поменяйте цвета.
Поп-арт в интерьере
Картины, цвета и сценарии комиксов можно перенести на стены и мебель. В каждом предмете использовать разные приемы:
А можно взять только яркую цветовую палитру и настроение, а больше связи с поп-артом добавить за счет картин в этом стиле:
Поп-арт в стилизации мебели
Разрисовывать квартиру в стиле поп-арт — дерзкий шаг, на который пойдет не каждый. Проще согласиться на веселый диван или тумбочку:
Поп-арт в печатной продукции
Открытки, пригласительные, календари и т.п. Все, что должно оставить яркое первое впечатление. Например, календарь с сотрудниками для компании:
А для молодоженов пригласительные в формате комикса:
Поп-арт в одежде
Элементы поп-арта любит использовать у себя в коллекциях бренд Moschino. На одежде бренда женщины из комиксов с яркими губами, а также сам принцип подбора цветов:
Tommy Hilfiger выпустил в этом стиле целую коллекцию. После встречи с Энди Уорхолом в 80-х у Томми появилась предрасположенность к поп-арту.
Поп-арт аксессуары
Если просто одежда — слишком избито, можно перейти на аксессуары:
Поп-арт в упаковке товаров
Даже если у компании сдержанный фирменный стиль, один вид продуктов можно упаковать в обертку в стиле поп-арт. Производители батончиков для профилактики переутомления Optimist выбрали такой стиль, чтобы сделать пачку динамичной — это соответствует концепции.
Концепт баллончиков с краской для волос Dye Me. Любители красить волосы в яркий цвет быстро заметят такую упаковку среди других на полке:
Поп-арт в дизайне сайтов
Сайт в стиле поп-арт может быть составляющей айдентики компании. Также в этом стиле можно делать отдельные лендинги под определенный продукт. Отлично подойдет для страниц с рекламой мероприятий:
Поп-арт в соцсетях
Это тоже может быть частью айдентики или стать отдельным визуальным проектом, цепляющим взгляд. Актуальнее всего для соцсети, где любят картинки — Инстаграм. Элементы стиля поп-арт в соцсетях успешно используют @skyeng_school, @colorpopsv и @fuentes_studio:
Плакаты в стиле поп-арт
Реклама на билборды, афиши, баннеры для онлайн-рекламы — все это будет смотреться отлично. Чаще всего поп-арт используют, чтобы привлечь внимание к мероприятиям:
Где искать вдохновение
В Pinterest по запросам pop art, pop art design и любые вариации с уточнениями, например, pop art furniture.
В Behance по тем же запросам.
В Инстаграм у пользователей @thomeaston, @morysetta и @philipp.igumnov.