Найти тему

На днях один знакомый первоклассник рассказал мне о своей заветной мечте...

Вернуться в детский сад!))) На мое удивление резонно ответил: "Там интересно!"


Сразу оговорюсь: я не поддерживаю мнение сверх прогрессивных родителей о том, что заставить разумную личность делать что-либо без её воли, например, ребенка учиться - нельзя.

Можно! И в этом состоит прямая обязанность родителей. Ведь важнейшая инвестиция в будущее детей - инвестиция в образование.

Вот только вопрос в том, как это можно и нужно делать.

Pixabay photo
Pixabay photo

Для гармоничного развития ребенка нужно соблюдать баланс, важно не "передавить".

Модное "раннее развитие" - не самая хорошая идея.

На деле должно работать золотое правило - всему свое время.

Для определенных занятий есть свои сенситивные периоды в развитии мозга. Своевременно попадая в эти периоды, мы закладываем благоприятный прогноз для дальнейшего развития ребенка.

Желание учиться, кстати, наше естественное состояние! Помните пирамиду потребностей человека?

Потребность в реализации - важнейшая после базовых. Задача взрослых - заложенную в ребенке мотивацию к обучению раскрыть и направить в нужное русло. Когда мы говорим о формировании лобных программ, имеем ввиду и навык учиться тоже.

Заставляя учиться, попробуйте не воевать со своими детьми, а сформировать у них навык обучаться.

Те, кто получил классическое образование, наверняка не вспомнят множество дат и формул, но навык учиться, прежде всего читать, искать нужную информацию, анализировать ее и применять на практике остаётся навсегда.

Вот несколько универсальных рекомендаций:

  • Придерживаемся правил. Если уроки делать нужно, значит нужно. "Я бы тоже рада поиграть с тобой, но у нас такое правило! Сначала выполним задание учительницы, а потом..." И неважно, чье задание нужно выполнить - учителя, логопеда, нейропсихолога или это начатый рисунок для бабушки - двойные стандарты неуместны. Ну а потом - награда ждет своего героя, и это даже не конфета или что-то материальное)) а чувство удовлетворения от преодоления своего "не хочу", лени, нежелания потрудиться. Это чувство - сильная мотивация для ребенка.
  • Пытайтесь заинтересовать! Играйте, придумывайте, ищите новые и увлекательные источники информации (если не вы, то кто..?)
  • Ребенок должен учиться самостоятельно принимать решения, планировать свою деятельность (это навыки саморегуляции, над их формированием активно работает нейропсихология). Просите самого проверить выполненные задания, не исправляйте ошибки немедленно. Не делайте за ребёнка уроки.
  • Старайтесь не позволять себе раздражения. Эмоциональная составляющая процесса выполнения домашних заданий очень важна. Ребенок должен знать, что у него есть право на ошибку, но и обязанность постараться! Вы же знаете, что он сможет!
  • И конечно же не забывайте: образ значимого взрослого с книгой в руках останется в памяти Вашего ребенка навсегда. Мы - лучший пример для наших детей! Согласны?

Автор:

нейропсихолог, эксперт по детско-родительским отношениям

психолог Елена Миронова

Где найти: https://instagram.com/psixolog_mironova