Найти тему
VarТехник

За что немцы возненавидели "Фердинанд"?

Оглавление

Штурмовая самоходная установка «Фердинанд» машина спорная во многих отношениях. Малая партия истребителей танков имела огромное количество недостатков, но немецкие экипажам, в той или иной степени полюбили САУ, причём не за что-то, а вопреки. Это один из тех случаев, когда ненадёжный, тяжёлый и крайне специфичный «танк» стал любимцем экипажей, но «Фердинанд» было за что ругать.

Ходовая часть.

Немецкие офицеры и командиры уверенно называли «Фердинанд» вполне неплохой боевой машиной, отмечали удачную компоновку, а также совокупность невероятно толстой брони и самого мощного на тот момент орудия. Даже масса в 70 тонн не вызывала нареканий, что сильно удивило личный состав. Мягкая почва на Курской дуге снижала вибрации и как следствие, увеличивала ресурс гусениц и торсионных тележек необычной конструкции. Из пожеланий, танкисты отметили недостаточную ширину траков.

-2

Однако, выше указанные преимущества вели к огромным недостаткам. Из-за невероятной большой массы (даже большем, чем у Tiger II), «Фердинанд» не мог нормально проходить переправы и мосты. Это заставляло скрупулёзно выстраивать марши в местах с особо мягкими грунтами и реками. Так же, при поворотах на месте, Ferdinand настолько сильно зарывался в землю, что иногда приходилось цеплять машину на буксир, так как самостоятельные попытки выбраться из «окопа» приводили к поломкам в моторном отделении.

МТО.

Начнём с того, что «Фердинанд» оснащался двумя двигателями Maybach HL 120 TRM. Один такой агрегат выдавал мощность в 265 лошадиных сил. Находились двигатели в центральной части корпуса, ближе к передней половине и соединялись с электромоторами в корме осуществлялось через карданный вал под полом боевого отделения. Но если электромоторы не вызывали особых нареканий и даже горячо приветствовались механиками, то двигатели стали «бичом» для всей моторно-трансмиссионной группы.

-3

Спарка двух HL 120 общей мощностью 530 л.с. оказалась ненадёжной из-за постоянных перегревов. От высоких температур страдала не только надёжность агрегатов МТО, но даже ходовая часть. Смазка в передней паре тележек очень быстро высыхала, экипаж постоянно работал в условиях невероятно высоких температур, даже для лета. Доходило до абсурда… несколько машин были повреждены собственными снарядами для ракетниц из-за самовоспламенения (гранаты располагались в передней части боевого отделения).

-4

К проблемам МТО относили уязвимость решёток на крыше корпуса. Даже снаряды малого калибра вызывали сколы от брони, попадающие в моторное отделение и как следствие повреждали трубопроводы системы охлаждения, блок ГРМ и верхний бок двигателей, а также был не малый шанс пробития топливного бака. Проблема с последним оказалась очень серьёзной… Если «Фердинанд» долго ехал на мощности, близкой к предельно возможной, то бензин буквально испарялся.

Бронирование.

Броня «Фердинанда» была безупречной, по словам немецких экипажей, но кроме проблем крыши моторного отделения, наблюдались изъяны в крыше рубки. Бронекожухи системы вентиляции были недостаточно толстыми. Попадание пуль не вредило экипажу и важным элементам, но вентиляторы выходили из строя. Тем не менее, проблемы с системой вентиляции были огромной редкостью.

-5

Куда серьёзнее отмечали уязвимость рубки. Довольно массовыми были случаи попадания в шаровую конструкцию маски орудия. Вражеские снаряды не пробивали её, но осколки от попадания ранили экипаж – в первую очередь наводчика и командира.

Орудие.

Пушка истребителя танков Ferdinand не имела себе равных на момент появления – даже «Тигр 1» уступал в длине ствола и как следствие – начальной скорости и поражающей способности. Однако частая стрельба приводила к проблемам с гильзами. Качество фугасных снарядов калибра 88 мм оказалось неудовлетворительным – стракция гильз автоматически не осуществлялась, а вручную приходилось использовать инструмент.

-6

Проблемы наблюдались не только со снарядами, но и орудием. При выстрелах, из пушки вылетали осколки. Точная причина не называется, но немецкие офицеры предполагают, что осколки стали следствием низкого качества обтюрирующих поясков боеприпасов, или низкое качество нарезов.

Обзор и вспомогательное вооружение.

Ferdinand изначально не рассчитывался для штурмовых действий на острие атаки. Его цель – выход на огневой рубеж и уничтожение опасных целей – вражеский танков и самоходных орудий, огневых точек и противотанковых расчётов, делая поле боя безопаснее для союзных танков. В связи с этими особенностями теории использования, инженеры не предусмотрели командирскую надстройку. Справедливости ради, мало какое самоходное орудие Германии на тот момент имело командирскую башенку. Основным прибором наблюдения была стерео труба, дающая не большой сектор обзора перед машиной. Меньше всего вопросов было к перископам водителя. Для него обзор был крайне хорошим.

-7

Ещё одно нарекание – уязвимость к атакам пехоты. Кроме того, что командир не видит солдат противника, так ещё и сама САУ весьма неповоротлива. В бортах корпуса предусматривались пистолетные бойницы, но прицельный огонь был невозможен из-за ширины отверстий. Так же, регулярные танки имели радиста, выполняющего роль стрелка, в то время как у «Фердинанда» радист не имел пулемёта и часто был просто ненужным из-за откровенной бесполезности. Роль связного осуществлял командир

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.