Найти в Дзене
Дама Мечей

Таинственная муза Уотерхауса

Прерафаэлиты, мистики и романтики, объединившие поэзию и живопись ,создали свое братство в середине 19 в. Источником их вдохновения является эпоха до Рафаэля – Средневековье и поздний Ренессанс, Данте, Джотто, рыцарские и мистические истории. Их увлекают и средневековые темы, и сказания, и греческая, римская мифология, множество картин написано на библейские, евангельские сюжеты. В то же время, даже в картинах религиозной тематики, проявляется жизненность, реализм; работа с натурой, подробное, скрупулезное воссоздание пейзажей, деталей обстановки во всех тонкостях, соответствие изображаемой эпохе и времени.

Прерафаэлиты – реформаторы: рисовали природу на природе))) ломали каноны, искали новые приемы и техники, изображали новый, «нестандартный», иной тип женской красоты.

Прерафаэлиты –огромное и разнородное явление. По сути, это объединение совершенно различных по стилю, направлению и идеям, творцов. Поэтому, не буду даже пытаться объять необъятное, а вспомню наиболее любимых мной авторов.

Прежде всего, это Уотерхаус, хотя формально он и не входил в знаменитое Братство. Для меня знакомство с этой темой началось с интереса к прелестной поэме Теннисона «Волшебница Шалот»:

Забыт станок, забыт узор,
В окно увидел жадный взор
Купавы, шлем, кона, простор,
Вдали зубчатый Камелот.
Порвалась ткань с игрой огня,
Разбилось зеркало, звеня,
"Беда! Проклятье ждёт меня!" —
Воскликнула Шалот.
(пер. К.Бальмонт)

Разыскивая ее в сети, я наткнулась на замечательный пост о леди Шалот с иллюстрациями Джона Уильяма Уотерхауса:

Уотерхаус. Леди Шалот в ладье
Уотерхаус. Леди Шалот в ладье

После этого не заинтересоваться было невозможно! Мистические и мифологические сюжеты, яркость и эмоции –все это Уотерхаус. Леди Шалот является одной из значительных фигур в его творчестве: ей посвящен целый ряд картин

Уотерхаус. Леди Шалот за работой
Уотерхаус. Леди Шалот за работой
Уотерхаус. Леди Шалот смотрит в окно
Уотерхаус. Леди Шалот смотрит в окно

Уотерхаус часто обращается к трагическим образам женщин, страдающих от несчастной любви(Офелия, леди Шалот, нимфа Эхо). Образ Офелии в творчестве прерафаэлитов – отдельная тема...

Уотерхауса легко узнать: струящиеся волосы, легкие и развевающиеся одежды, вода и ветер… И, конечно, фигура и лицо главной героини. Художник практически во всех произведениях воссоздавал выбранный женский типаж (что характерно и для других его собратьев, например, Россетти) Трудно не заметить, что на ряде картин несколько персонажей с одинаковыми лицами.

Это интересный момент, однако до сих пор имя «идеальной музы» Уотерхауса не названо. Известно, что он использовал в картинах в качестве натурщицы свою сестру Мэри, а также Гвендолин Ганн, подругу семьи. Также новые исследования называют имя Мюриэль Фостер. Немалое сходство (в рамках типажа мастера) видно в этюде к «леди Клэр» с Клэр Кенуорти, племянницей жены Джона Уотерхауса, художницы Эстер Кенуорти. Есть и другие ее портреты кисти художника Что примечательно, свою жену Эстер Уотерхаус использовал только в бытовых зарисовках...

Портрет Эстер Уотерхаус кисти художника
Портрет Эстер Уотерхаус кисти художника
Этюд к леди Клэр
Этюд к леди Клэр

А возможно, что художник, помимо живых моделей, опирался на свое видение, внутренний образ, и именно его отражал во всех картинах. Невольно вспоминаются «Капитаны песка» Жоржи Амаду: «все, кто был на выставке этих картин, запечатлевших образы бездомных детей и сцены их жизни, не могли не заметить одной характерной особенности, присущей всем полотнам. Светлое начало неизменно воплощается в образе худенькой белокурой девочки с горячечным румянцем на щеках, а силы зла всегда олицетворяются фигурой мужчины в черном пальто, - по всей видимости, приезжего. Тем, кто знаком с учением о психоанализе, это повторяющееся, словно безотчетное, возвращение двух персонажей, присутствующих почти на каждой картине, многое объяснит в творчестве художника Жоана Жозе, человека трудной судьбы». Кто и что скрывается за прекрасной дамой Уотерхауса, вряд ли будет открыто…возможны лишь версии.

Леди Клэр, героиня этюда и картины  – также персонаж стихотворения А.Теннисона «Леди Клэр»:

Оделся лилиями дол \Синела даль небесных сфер\ Лань белоснежную привел\ Лорд Рональд в дар для леди Клер.
(пер. Светлана Лихачева)

Когда смотришь современные картины в жанре фэнтези, например, Валеджио, как не вспомнить Уотерхауса с его магическими героинями? Миранда, волшебницы ( «Магический шар», «Магический круг») Цирцея с чашей, нереиды и русалки...

Уотерхаус. Нереида
Уотерхаус. Нереида
Уотерхаус. Пандора
Уотерхаус. Пандора

Рыцарские истории, а особенно цикл легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, вдохновляли художников –прерафаэлитов и их последователей. Интересно, что в этих легендах пересекается два противоречивых начала: христианская цивилизация, и языческие символы и верования, дух, разум против чувств и ощущений. Феи, волшебники, могущественные духи, прежде всего из кельтской мифологии в этих легендах наполняют пресный христианский мир магией и очарованием.

Не прошел мимо артурианского цикла и замечательный художник Эдвард Бёрн-Джонс...но об этом позже.

Уотерхаус. Цирцея
Уотерхаус. Цирцея