Следственный комитет находит всё новые доказательства коррупционной деятельности бывшего замначальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. Об этом в интервью «Ъ» рассказал замглавы СКР Игорь Краснов. В настоящее время устанавливаются обстоятельства ежемесячных «премиальных», получаемых г-ном Захарченко от подопечных компаний. И если «детские шалости» с дисконтной картой рыбного лакшери-ресторана «Ля Маре» уже перестали интересовать и суд, и следствие, то взаимовыгодные отношения на тот момент полицейского с такими гигантами, как крупнейший подрядчик РЖД «ГК1520», до сих пор крайне интересуют правоохранителей.
И пока бывший сотрудник МВД привыкает к условиям содержания в колонии строгого режима (куда он отправился с ничего хорошего не сулящей пометкой «склонен к побегу и нападению на представителей власти»), следователи выясняют все нюансы возникновения в квартире сестры «настоящего полковника» коробок и сумок с кэшем на 8 «ярдов» рублей. Происходящее говорит о том, что Захарченко сигнализируют: «Уважаемый, дело продолжается. Спокойной отсидки не будет!» Не исключено, что экс-полковника будут и дальше прессовать, вынуждая дать показания о происхождении денег. И зона, тем более строгая, для этого крайне удобное место.
Ранее мы рассказывали, что Дмитрий Захарченко, осуждённый на 12,5 лет колонии строгого режима, может быть причастен к выводу из России не менее 250 млн долларов по так называемой схеме «молдавский ландромат». Следствие считает, что «отмывка» финансовых средств осуществлялась в интересах бывших совладельцев крупнейшего подрядчика РЖД — Группы компаний «1520».
В рамках расследования Следственный комитет России прорабатывает нескольких молдавских политиков и бизнесмена Ренато Усатого. Последний проходит по делу в качестве свидетеля. По версии правоохранителей, предприниматель «сопровождал процесс» в интересах бенефициаров Группы компаний «1520».
Схема по переводу денег работала следующим образом. В молдавских судах формировалась ложная задолженность российских фирм перед контрагентами в Молдавии, служба приставов обеспечивала их взыскание, после поступления средств в Молдавию они направлялись на счета в банках Швейцарии.
«Эта схема отработана ещё в начале 2000-х. Работала прибалтийская схема, молдавская, и уже известно, что по ним было арестовано достаточно большое количество людей, это был большой скандал. Использовалось несколько молдавских банков. Сегодня этой историей активно занимается Молдавия, пытаются найти эти деньги по всему миру. Но уникальности в данной ситуации нет, — рассказал vgudok.com председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. — Схема создавалась и работала до начала 2000-х. Это была часть финансовой схемы, которую использовали ведущие коммерческие банки для того, чтобы банально своим клиентам создавать условия для вывода денег за рубеж. Ничего удивительного здесь нет.
250 млн — это, в общем-то, копейки. Сколько выходило из России по этим схемам за всё время их существования? Миллиарды.
Есть фиктивные сделки с Молдавией, есть взаимозачёты, есть зачёты между банками. Там сидят одни и те же операторы. А Молдавию используют как более чистый вариант, который вызывает меньше подозрений. По фальшивым сделкам деньги уходят туда, в Молдавию, по банковским взаимозачётам, по кредитам. Дальше они выводятся в Европу практически чистыми. При этом все зарабатывают на этой истории от 8 до 30%. Если надо уйти в кэш, то это более дешёвый вариант. Если нужен более чистый вариант, то задействуется несколько банков. Деньги прогоняются по нескольким сделкам, а дальше они считаются максимально «отмытыми». Но тогда потери могут доходить до 30%».
Одним из крупнейших бенефициаров схем по переводу средств за рубеж мог быть советник бывшего главы РЖД Владимира Якунина Андрей Крапивин. Его сын Алексей Крапивин — основной бенефициар и глава группы «1520». Их, в свою очередь, обвиняют в даче не менее 2 млрд руб. в качестве взятки бывшему полковнику главного управления МВД по экономической безопасности и противодействию коррупции Дмитрию Захарченко. В октябре 2018 года был задержан бывший совладелец «1520» Валерий Маркелов, в марте был заочно арестован ещё один совладелец компании Борис Ушерович. Подрядчик РЖД мог быть основным источником доходов Захарченко.
Справка. 10 июня Дмитрия Захарченко приговорили к 13 годам колонии и штрафу 117 млн руб. по делу о получении взяток и воспрепятствовании расследованию. Помимо этого его лишили звания полковника полиции и наград. На два года он получил запрет занимать руководящие должности в государственных органах. В середине октября назначенный Захарченко срок снизили до 12 лет и шести месяцев.