Да-да, речь идет именно о Карлсоне, который живет на крыше и которого придумала замечательная шведская писательница Астрид Линдгрен.
Все мы привыкли видеть в нем сказочное существо вроде русалки без генеалогии. А между тем, живет ведь он в реальном городе почти в наше время: в Стокгольме в 1950-е гг. И это позволяет задуматься: так откуда он взялся? В том числе интересно, есть ли у него семья, какие у него родители…
Карлсон сообщает сведения о себе крайне скупо. Как правило, он просто отговаривается:
- если принцип работы его моторчика – то невнятные шуточки…
- если возраст – то «самый рассвет сил» (причем, когда Малыш спрашивает, во сколько лет бывает этот самый рассвет, Карлсон отшучивается).
Ну, хоть свой домик он от ближайшего друга не скрывает – постоянно таскает туда Малыша. Например, чтобы дорогой друг там прибрался и сварил кофе хозяину…
А вот насчет семьи сложнее.
- С одной стороны, Карлсон время от времени упоминает каких-то родственников.
Например, когда Малыш капризничает и не хочет есть кашу, Карлсон уговаривает его съесть ложечку за маму, за папу и за тетю Августу. А когда друг удивляется, что за тетя такая, этот толстячок с моторчиком отвечает спокойненько: «Откуда я знаю?»
Или, когда фрекен Бок спрашивает, как зовет его папа, когда кличет к ужину, Карлсон отвечает: «Хулиган!»
- Поэтому, с другой стороны, можно сделать вывод, что многие упоминания Карлсоном каких-то родственников – всего лишь шутки.
Во время очередных проказ Карлсон выдает такую фразу: «Моя мамочка – мумия, а отец – гном». Но в данном случае он, скорее, фантазирует под влиянием ситуации: они как раз с Малышом выполняют многоходовую комбинацию по поимке воров, для чего мастерят из покрывал мумию, назвав ее Мамочкой…
Но самую длинную историю о родственниках Карлсон рассказывает, когда Малыш возвращается с летних каникул от своей бабушки. Мальчик радуется, что его отдых прошел весело, передает другу свои впечатления… И Карлсон тут же в ответ выдает историю о том, как он сам будто бы тоже только что гостил у бабушки. У своей.
И он даже хихикает по поводу того, как бабушка отчитывала его за капризы и бегала за ним, желая наказать. А когда он залез от нее на дерево, она полезла туда же. При этом он добавляет: «Так вот, ползет она по ветке…» Из этого мимолетного замечания можно сделать вывод, что бабушка Карлсона не летает так же, как он. Если бы она летала, то не ползла бы по ветке за внуком, уговаривая его переодеть мокрые носки. Она бы подлетела к нему.
Но реальна ли эта история?
Если да, то наш летающий толстячок получается метафорическим «братом» Снегурочки: у той нет мамы и папы, но есть Дед (Мороз), а у Карлсона нет родителей, но есть бабушка. Причем его бабушка не той же породы природы, что он сам: у нее нет моторчика, она не умеет летать.
Но что-то позволяет думать: история Карлсоном просто выдумана и родственников у него, увы, нет. Если бы были – он бы периодически летал к ним в гости. Чтобы такой шустряк – да пропустил общение с семьей? Вряд ли.
Еще одна история очень смахивает на правду: добравшись до репортеров, Карлсон много болтает, в том числе чуток по-английски. На основе его болтовни те делают вывод, что его папа был изобретателем и (или) летчиком и жил в Англии.
И тут:
- либо история вновь придумана,
- либо репортеры поняли неправильно,
- либо папа – английский летчик-изобретатель когда-то был, но его давно нет. Вот Карлсон уже успел и собственным домиком на крыше обзавестись, он живет там один и улетать ни к какому папе не собирается.
Так что, скорее всего, Карлсон – сирота…
И вот с учетом этого печального факта становится понятно многое, если рассуждать психологически и даже психоаналитически.
Психоаналитики уже подвергали анализу сказочных героев; знаменитому медвежонку на этой волне даже целую книгу посвятили: «Винни-Пух и философия обыденного языка». А чем Карлсон хуже? Давайте и его… проанализируем! ))
1. Читая книгу, мы подозреваем, что Карлсон – человечек взрослый. Но… такой вот недо-взрослый, недо-ребенок. Только ли потому, что он такой весь сказочный? Может быть, потому, что он с ранних лет одинок? Он недополучил детства – и потому не повзрослел.
2. Ему не хватало общения с мамой и папой, родительского тепла и ласки, домашнего уюта. Поэтому он всеми силами добирает недополученное, постоянно забирая у Малыша то его еду, то его игрушки, то, наконец, внимание в общении.
3. А уж картинки, которые изображает Карлсон, – это просто подспорье для психолога, который умеет трактовать рисуночные тесты:
- «Очень одинокий петух» – мелкая козявка в самом низу страницы, хотя априори Карлсон репрезентировал Малышу тысячи картин с петухами по стенам комнаты;
- «Портрет моего кролика» – маленькая лисичка в углу листочка, которая, оказывается, съела кролика.
Если бы Карлсон был таким, каким мы его все время видим, он бы нарисовал огромное животное на весь листок, закрасил бы его разноцветными красками и проч.
По факту же такие рисунки говорят о том, что:
- либо Линдгрен перемудрила (и не открыла нам реальное содержание рисунков),
- либо Карлсон в душе – глубоко ранимая личность с комплексами и заниженной самооценкой, недолюбленный в детстве и вынесший массу комплексов на всю жизнь…
Также читайте мои посты «Странные родители сказочных героев фильмов и мультиков: ляпы или юмор?», а еще «Те еще родители Чебурашки» и плюс «Так себе отцы из знаменитых фильмов и мультиков».
#кино #культура #телевидение #мультфильмы #книги #чтение #сказки #юмор