Найти тему

Пон Джун Хо от первого признания до «Оскара»

Как режиссер «Паразитов» сочетает жанровое мастерство и острые темы

За последний год южнокорейский режиссер Пон Джун Хо затмил — в области хайпа и регалий — земляков-соратников Пак Чхан Ука, Ким Чжи Уна и даже позапрошлогоднюю фестивальную звезду Ли Чхан Дона. Недавно российский прокат запоздало штурмовала антиутопия «Сквозь снег», а «Паразиты» получили «Оскар» — Пон и ныне там (в поле активного обсуждения). Решил собрать материалы о режиссере, которому немало посвятил времени этим летом.

Вторжение динозавра
Вторжение динозавра

Спонсор взрывного внимания к Пон Джун Хо — прошлогодние «Паразиты», которые выиграли Каннский кинофестиваль (первый приз для фильма из Южной Кореи), а затем взяли «Золотой глобус».

Несмотря на определенное изящество этой картины, все-таки замечу, что «Паразиты» относятся к слабейшим работам Пона; если это и не наименее изобретательная картина мастера, то в их числе (что, впрочем, не знает, что она плоха — но видали и получше).

В фильме традиционно для режиссера присутствует американская культура – в формате комиксов или попыток выучить английский (во «Вторжении» таким подарком от США был, собственно, динозавр), но и как увлечение мальчика из семьи Пак индейцами. Вероятно, сравнение бедных корейских районов с резервацией здесь не подразумевается, но экзотизация коренного народа Америки – не случайна. Две социальные страты загадочны друг для друга, как непонятны зачастую индейцы и жителям США, но тем более – других стран, где представление об их быте сводится к стародавним образам – вигваму, томагавку да роучу (известный головной убор).

(Рецензия целиком)

Паразиты
Паразиты

Однако в «Паразитах» заметны некоторые ключевые для режиссера моменты: интерес к американской культуре, определенная критичность к влиянию США, но и все же умение работать с этими культурными кодами и различными жанрами; а также вопрос социального расслоения, который фигурирует и в «Вторжении динозавра», и в «Сквозь снег», и даже в «Матери» и «Окче».

У Пон Джун Хо вообще есть ярко выраженные тематические (и не только) паттерны, которые я перечисляю тут:

  • полижанровость
  • черный юмор
  • сексуальность (вернее ее почти полное отсутствие)
  • etc
Воспоминание об убийстве
Воспоминание об убийстве

Говоря о кинематографе Пон Джун Хо, интересно разъять его не только на составляющие, но и посмотреть хронологически — про это, разумеется, есть еще один текст. В частности, там я просматриваю, как Пон эволюционировал от фильма к фильму и как последние картины режиссера — «Сквозь снег», «Окча» и «Паразиты» — складываются в своего рода трилогию власти. Два из них сняты в США, что симптоматично, а один — самый успешный — на родине.

Про всю трилогию я писал развернутые тексты. Очаровательная «Окча», вышедшая три года назад, порадовала скорее экспрессией и градусом сатиры:

«К слову, десять лет назад Пон Джун-Хо снял «Вторжение динозавра» — собравший на родине рекордную кассу фильм катастрофу, неакцентированно критикующий присутствие американских баз в Южной Корее (ленту полюбил Тарантино). С тех пор его метафоры несколько раздобрели. В предыдущем (тоже блистательном) фильме “Сквозь снег”, снятому по французскому комиксу, Пон Джун-Хо рассказывает о классовом неравенстве и тщетности революции на примере мчащегося по заснеженной Земле поезда, где в головных вагонах обитали богатые, а в хвостовых — бедные. После такого неплохой трюк - снять микс «Моего соседа Тоторо» и «Боевого коня», призывающий спасать от глобализации и корпораций хотя бы то, что близко к телу.

Я — Окча. Прекрасно себя чувствую».

(Рецензия целиком)

Окча
Окча

Про «Сквозь снег» удалось поразмышлять подробно только сейчас — уже через призму зачинающегося 2020-го. И семь лет спустя он выглядит, пожалуй, даже интереснее, чем раньше.

Ничего, наверное, не сдвинулось только в области экранизаций кинокомиксов: гигантомания киновселенной Marvel все еще заслоняет для зрителей нетождественность супергероики и остального медиума. Лучшие экранизации комиксов зачастую с первоисточником не ассоциируются: «Олдбой», «Персеполис», «Оправданная жестокость», «Призрачный мир», «Проклятый путь» etc. Символично, что в 2031-м вышло сразу два громких фильма по BD (французское название комиксов). Первый — лауреат Каннского кинофестиваля «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша. Второй — «Сквозь снег» Пон Джун Хо. Будущего лауреата Каннского кинофестиваля. Совпадение?

Сквозь снег
Сквозь снег

Ну и в качестве бонуса — легкая выборка корейских фильмов, которые будет небезынтересно посмотреть для большего погружения в кинематограф этой страны: от Пак Чхан Ука и Ким Ки Дука до менее очевидных авторов (в том числе и выдающегося «Вопля» или убер-популярного «Поезда в Пусан»).