Эти слова прозвучали по ТВ 17-18 лет назад и были произнесены Президентом.
Возникла надежда. Но актуальная мысль так и осталась только мыслью, что типично для страны Гоголя.
Сегодня она вспомнилась в связи с Посланием Президента и отставкой правительства.
…….
Старая (традиционная, правильнее сказать, «средневековая») педагогика основывается на принудительной передачи знаний от учителя ученику. Принудительность выражается в отсутствие свободы выбора, в однозначности (нормативности, неизменности) знаний и их закреплении в памяти путем простого повторения или иными способами (с применением наглядностей, поиском ассоциаций или других связей с предметами и жизнью). Важным этапом такой педагогики является проверка знаний в форме вопросов, требующих однозначного ответа. По такому принципу происходит учеба в школах и вузах. По такому принципу построены и традиционные учебники (после каждой главы-темы сформулированы вопросы для проверки и самопроверки).
«Прочти, запомни, перескажи».
Небольшой текст запомнить и пересказать нетрудно (для этого в человеке «заложена» так называемая «оперативная память»). Однако большой текст (400-600 страниц) для сдачи экзамена запомнить практически невозможно (мозг человека на это не способен). Именно поэтому у экзаменуемого возникает естественное желание использовать «технические запоминающие устройства», проще говоря, различного рода «шпаргалки».
А ведь объем информации, которую необходимо передать учителю, а следовательно, усвоить ученику, постоянно растет…
А что получается на выходе? А на выходе – отсутствие знаний. Чтобы в этом убедиться, достаточно спросить «отличника» о пройденном им теме (и полученной «пятерке») спустя месяц-другой и тем более, спустя несколько лет. Что он вспомнит?..
Вывод простой: вся работа мозга на запоминание информации чаще всего бывает безрезультатной, а учеба – потерянным временем. К тому же формируется консерватизм – не готовность к усвоению принципиально новой информации.
А ведь такую учебу сопровождают еще страхи, страдания, стрессы, переутомление, болезни, причем с обеих сторон (у 90% учащихся за время учебы ухудшается здоровье, а большинство учителей через 15 и более работы становятся невротиками и психопатами, не говоря уже о росте у них соматических заболеваний).
Более того (судя по накопившимся сведениям) между учениками и учителями растет неприязнь, ненависть, агрессия, порождающие асоциальные действия (в том числе, насилие и суициды), что свидетельствует о личностной деградации…
Нетрудно понять, что ущербность (негативность) принудительной «знаниевой» педагогики будет только усугубляться.
Нарастание информационной нагрузки, на которой базируется «знаниевая» педагогика, с одной стороны, и деградирующие учащиеся, все менее мотивированные и менее способные к усвоению знаний, с другой стороны, заведут «систему» в тупик.
А кризис в школьном образовании, понятно, приведет к кризису в профессиональном образовании и науке, где, как известно, создаются новые знания (что сегодня уже наблюдается).
Таким образом, мысль о необходимости новой педагогики вполне актуальна, если не более того…
В этой связи следует сказать, что еще 33 года назад академиком РАН Павлом Васильевичем Симоновым (в монографии «Мотивированный мозг») была предложена принципиально новая (а именно, мотивационная) концепция воспитания (образования), которая, однако, до сих пор не получила должной поддержки власти.
Может, все же настало время «Новой педагогики»???
P.S.
На Канале «Воз сена» в поддержку «мотивационной» педагогики написано немало статей, основанных, в том числе, на научных исследованиях:
«Педагогическая трагедия»;
«Ненавижу школу»;
«Чего не способны понять учителя»;
«Чего до сих пор не знает учитель»;
«Школьники хотят любить»;
«Из школы пришел внук (возбужденный!)»;
«Про любовь на уроке биологии»;
«Мозговня»;
«Разговор по душам»;
и др.
К сожалению, консерватизм, который развился в обществе (как результат «знаниевой» педагогики), препятствует пониманию и принятию нового.