Найти тему
Новости Борисова

15-летняя белорусская пианистка выиграла Международный конкурс имени Марии Юдиной в Санкт-Петербурге

Айрис даже внешне похожа на прославленную российскую пианистку, которая своей игрой очаровывала буквально всех, кто с ней соприкасался, — от Сергея Прокофьева до Иосифа Сталина. 

«Надеюсь, не только внешне», — говорит Айрис, и я, не видя ее лица, слышу, что она улыбается. Мы разговариваем с ней, пока она едет в автобусе из Санкт-Петербурга в Минск. Третья четверть в Республиканской гимназии-колледже при Белорусской академии музыки началась еще в понедельник. Но ругать Айрис за опоздание точно не будут: она возвращается с победой, хотя из всех полуфиналистов в своей возрастной группе была самой младшей.

— Откуда у вас такое интересное имя?

— Папа с мамой придумали, им понравилось звучание. Плюс цветок ирис очень красивый.

Она и вправду как экзотический цветок.

Когда ей было десять, родители выложили на YouTube ее исполнение шопеновского ноктюрна, и этот скромный ролик в считанные месяцы набрал 1000 лайков и 57600 просмотров. Комментарии сплошь восторженные: «Долго искал в сети идеальное исполнение этого ноктюрна и нашел не у пианистов с мировым именем, а у замечательной девочки из Минска... Браво!!!», «Рояль так волшебно звучит под ее пальчиками!», «Поразительно зрелое исполнение ноктюрна! Спасибо преподавателю и исполнителю. Успехов!». И, наконец, задорный комментарий от такой же девчонки: «Молодец!!!! Я тоже скоро буду это произведение учить!»

Талант Айрис Шадриной стал очевиден очень рано.

-2

— Я хотела быть только пианисткой, — рассказывает она. — В три года я об этом заявила папе. Он купил пианино и начал учить меня нотной грамоте. В пять лет оказалось, что у меня абсолютный слух, и родители привели меня в Республиканскую гимназию-колледж. Я учусь там с подготовительной группы. Сейчас я в девятом классе…

— Папа музыкант?

— Нет, но он учился в музыкальной школе, сочинял песни — не только музыку, но и слова. И когда настало время выбирать профессию, выбрал лингвистику. Иногда он жалеет об этом.

Мама у Айрис тоже лингвист, училась в Минском университете иностранных языков. Родители познакомились еще в студенческие годы. Сейчас у них трое детей. Айрис старшая. 

-3

Средний брат, тринадцатилетний Ансельм, тоже учится в Республиканской гимназии-колледже.

— Сначала занимался фортепиано, даже лауреатом был, но потом перешел на хор, — рассказывает Айрис. — А младшему, Флорестану, полтора года, и он занимается только пением по ночам!

Музыка для Айрис — прежде всего эмоция.

—В четыре года я слушала адажио из симфонии Брукнера и вдруг начала плакать. Папа спросил, что случилось. Я ответила, что это такая грустная музыка, что слезы сами льются из глаз. Когда я играю, то прежде всего стараюсь погрузиться в музыку и передать то, что я чувствую, слушателям.

Но музыка это еще и дисциплина.

—Сколько часов в день вы занимаетесь?

— Четыре часа, а на каникулах и перед концертами стараюсь заниматься по шесть.

— Остается ли время и настроение на что-нибудь еще?

— Я слушаю очень много музыки! Композиторов любимых много, но прежде всего Шопен. Его очень много в моем репертуаре. Еще люблю Равеля. Из пианистов — Маурицио Поллини, Марта Аргерих, Микеланджели и Плетнёв. А еще Клаудио Аррау, у него прекрасный Шуман. В интернете замечательные записи, но особенно радуюсь, если получается попасть на концерт. Музыка —моя жизнь. Времени на что-либо еще почти не остается. В свободную минуту люблю читать художественную литературу. Еще люблю театр, особенно Большой.

Оперу или балет?

— Даже не знаю, что больше.

— Я видела, что вы и в Эрмитаже с удовольствием бываете, и в нашем Национальном художественном музее…

—Общение с искусством для меня большая радость! Сейчас конкурс проходил в музыкальной школе имени Римского-Корсакова, где проходили когда-то концерты «Могучей кучки». Играть в таких стенах — особое удовольствие.

— Трудный был конкурс? Конкуренция высокая?

— Довольно трудный. К счастью, мой учитель Александр Евгеньевич Поляков хорошо меня подготовил. Член жюри заслуженная артистка России Татьяна Загоровская особенно похвалила меня за качество звука.

-4

Еще бы! Через своих учителей Айрис Шадрина ведет свою музыкальную родословную от двух титанов — Ирины Александровны Цветаевой и Григория Ильича Шершевского. А дальше, на следующих этажах ее музыкальной родословной — Софроницкий, Игумнов, Лист, Черни, Бетховен… Впрочем, каждому поколению приходится проходить свой собственный путь, тренировать выносливость и волю.

— Самый трудный был Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица в апреле 2018 года, — рассказывает Айрис. — Там три тура, и по жребию мне пришлось играть три дня подряд, потом в четвертый день еще выступать в концерте лауреатов, а в пятый день играть на радио.

Не представляю, как тринадцатилетний ребенок может выдержать такую нагрузку.

— Да, было очень тяжело, но радостно, —соглашается Айрис, — потому что престиж конкурса очень высок. Я завоевала тогда третью премию и бронзовую медаль, плюс специальный приз — выступление в зале Альфреда Корто в Париже. А вообще, я лауреат уже более 10 конкурсов.

В их числе — VIII Республиканский творческий радиоконкурс «Маладыя таленты Беларусі» в апреле 2019 года, где Айрис стала лауреатом первой степени.

— Нынешний конкурс — это лишь малый этап к большим победам, — говорит учитель Айрис, директор Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской академии музыки, лауреат международных конкурсов Александр Поляков— Мы готовимся к более серьезным соревнованиям.

-5

Остается лишь пожелать им обоим — учителю и ученице — большого успеха. Ведь конкурсная победа — это престиж музыканта, престиж школы, престиж страны.

https://www.sb.by/articles/pyatnadtsatiletnyaya-belorusskaya-pianistka-vyigrala-mezhdunarodnyy-konkurs-imeni-marii-yudinoy-v-sa.html