Найти тему
Псиблог

Детская Гиперактивность

Ср, 15 Янв 2020 | Детская и Педагогическая Психология, Золотухина Мария Сергеевна, Общая психология, Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Поведение детей с гиперактивностью и дефицитом внимания ведет к трудностям дома, в школе и в группах сверстников (Barkley, 1990). Разнообразные исследования показали, что гиперактивные дети конфликтуют не только со взрослыми, которые их окружают. Они также испытывают сложные отношения со сверстниками, хуже учатся в школе и думают о себе, как «ничего хорошего» (Ross & Ross, 1982). Примерно для 60% этих детей некоторые из упомянутых проблем сохраняются в подростковом и раннем взрослом возрасте (Weiss & Hechtman, 1986). Взрослые, которые были гиперактивными детьми, часто описывают себя как невнимательные, беспокойные, импульсивные, подавленные и лишенные адекватной самооценки. Расстройства с дефицитом внимания чаще встречаются и более устойчивы у мальчиков, чем у девочек.

Чем гиперактивный ребенок отличается от других детей? Случай Билли, описанный ранее, дает нам представление о проблемах, с которыми сталкиваются гиперактивные дети. Большинство из них также остаются недиагностированными до тех пор, пока не поступят в школу или другое высокоструктурированное окружение. Как правило, эти дети были активными младенцами, чьи биологические функции, такие как сон и еда, были нерегулярными. По мере роста, они превратились в бесстрашных и неутомимых дошкольников (Ross & Ross, 1982).

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности имеют ряд клинических признаков (Barkley, 1990):

1. Гиперактивность

2. Невнимательность

3. Импульсивность

4. Проблемы с соблюдением правил и инструкций

Гиперактивность. Наиболее заметный симптом, который отмечают взрослые - это чрезвычайно высокий уровень активности ребенка. При этом важно понимать, что гиперактивный ребенок отличается от нормального не количеством, а качеством активности (Ross & Ross, 1982; Whalen, 1989). Например, исследования показывают, что в ситуациях свободной игры гиперактивных детей нельзя отличить от сверстников по уровню активности (Barkley & Ulman, 1975). Однако, в классе ситуация обстоит другим образом. Структура школьной среды вводит более строгий набор стандартов и структурированных ситуаций. Неуместность поведения гиперактивного ребенка становится очевидной в ситуациях, требующих контролируемого, ориентированного на задачу поведения. Более того, поведение гиперактивного ребенка может беспокоить сверстников и приводить к дальнейшим нарушениям в классе (Whalen, 1989; Whalen, Henker, Collins, Finck, & Dotemoto, 1979). Повышенная активность зачастую уменьшается в подростковом возрасте, но при этом сохраняются другие клинические проявления (Hechtman & Weiss, 1983).

Невнимательность. Невнимательность одна из самых насущных проблем гиперактивных детей. Учителям в школе приходится проявлять повышенное внимание, чтобы заинтересовать учебой тех, кто постоянно отвлекается (Whalen, 1989). Важно отметить, что проблемы с вниманием, прежде всего, связаны с неспособностью полностью сконцентрироваться на задании, а не с тем, чтобы отсеивать отвлекающие факторы (Ross & Koss, 1982).

Читать далее...