Найти в Дзене
О Москве нескучно

Почему платформа станции "Арбатская" такая длинная

Оглавление

Одна из самых длинных станций Московского метро! Почему здесь такая нестандартная платформа? Правда ли, что раньше у "Арбатской" был красивый вестибюль, который сохранился до сих пор, но его нельзя увидеть? Что должно было располагаться на потолке станции? И почему художнику не разрешили взять на память "голову" Сталина? Об это и не только расскажу сегодня.

Почему "Арбатская"?

Станцию открыли 5 апреля 1953 года в составе участка Арбатско-Покровской линии от "Арбатской" до "Киевской". Таким образом, синяя ветка по факту заменила Филёвскую, которая в том же году закрылась на реконструкцию. Правда это лишь официальная причина. На самом деле, советские власти просто не хотели её больше использовать.

Глубокий радиус был более надёжным, в том числе в случае нападения врагов. Чтобы не произошло то же самое, что в июле 1941 года, когда в тоннель между "Арбатской" и "Смоленской" Филёвской линии угодила немецкая бомба. Она пробила перекрытия, которые располагались под поверхностью.

След от пробитого бомбой в 1941 году перекрытия. Фото отсюда: https://russos.livejournal.com
След от пробитого бомбой в 1941 году перекрытия. Фото отсюда: https://russos.livejournal.com

Так как старую "Арбатскую" закрыли, то новой станции отдали это название (в честь площади и соседней улицы). Ведь, по сути, глубокая платформа заменила свою предшественницу с Филёвской линии. Правда в 1958 году последнюю снова открыли. С тех пор две "Смоленских" и "Арбатских" похожих по цвету линий находятся рядом и путают туристов, а также некоторых москвичей.

Схема Московского метро с одинаковыми названиями станций на двух линиях. Фрагмент с официального сайта столичного метрополитена.
Схема Московского метро с одинаковыми названиями станций на двух линиях. Фрагмент с официального сайта столичного метрополитена.

Куда пропал вестибюль?

Архитекторами станции стали Леонид Поляков (соавтор гостиницы "Ленинградская"), а также Валентин Пелевин (он создал, например, наземный вестибюль станции "Бауманская").

Изначально у "Арбатской" тоже был наземный вестибюль - шикарный и величественный. Его расположили на территории сквера, рядом с красивым фонтаном. Интересно, что архитекторы ещё на стадии проектирования решили, что в будущем вестибюль встроят в какое-нибудь помпезное здание. Листайте фото.

К сожалению, им в 1980-х оказалось огромное административное здание. Оно буквально "поглотило" конструкцию. Пришлось даже сделать выход с другой стороны. Посмотреть на изначальный вариант можно только на территории внутреннего дворика. Но доступа туда у обычных людей, как вы понимаете, нет. Листайте фото.

Но в момент открытия "Арбатской" вестибюль был ярким представителем "сталинского ампира". Например, входные арки украшала богатая лепнина. Правда говорили, что она чуть-чуть напоминала двуглавых орлов. За что, конечно же, подвергалась критике.

Тайны "мозаичного" Сталина

Внутри вестибюля всё было еще "круче". Чего только стоил мозаичный портрет И.В. Сталина в полный рост напротив эскалаторного спуска. Вождь народов изображался с блокнотом в руке на фоне огромного знамени. При создании панно использовали мозаику из мрамора, порфира, яшмы и смальты.

Мозаичное панно со Сталиным, 1953-1955. С сайта www.pastvu.com.
Мозаичное панно со Сталиным, 1953-1955. С сайта www.pastvu.com.

Однако станция открылась через месяц после смерти Сталина, поэтому судьба мозаики была предрешена. Она вместе с вождём тогда уже никому не была нужна (особенно Н.С. Хрущёву). Поэтому в 1956 году панно демонтировали.

Долгое время ходили слухи, что мозаику просто замазали побелкой, и она сохранилась. Но во время реконструкции 2006 года никакого панно не обнаружили. Есть легенда, что автор мозаики Григорий Опрышко слёзно просил советское руководство позволить ему забрать часть своего творения с головой Сталина, так сказать, на память. Однако "порыв" художника не оценили и в просьбе отказали.

Подземный дворец

Проходы и своды самой станции украшает богатая лепнина. Средний зал освещают красивые люстры, подвешенные в два ряда. Арки пилонов увенчаны необычными жгутами.

Станция "Арбатская", 1953. С сайта www.pastvu.com.
Станция "Арбатская", 1953. С сайта www.pastvu.com.

Путевые стены облицованы керамической плиткой, а пол выложен в виде узора из кусков гранита. Изначально в проходах между пилонами располагались бронзовые бра. По стилю они напоминали основные люстры на станции. Но просуществовали светильники недолго. По неясным причинам их вскоре демонтировали.

Бра в пилонных арках, 1953. С сайта www.pastvu.com.
Бра в пилонных арках, 1953. С сайта www.pastvu.com.

Если посмотреть на потолок, то можно увидеть лепные рамы. В них планировали разместить мозаичные панно. Проект поручили известному художнику Московского метрополитена Павлу Корину. Он выбрал в качестве темы "Становление Руси". Своды "Арбатской" должны были украсить изображениями некоторых царей, полководцев и героев Великой Отечественной.

Однако в итоге делать панно не стали, хотя Корин уже подготовил некоторые эскизы. По одной из версий, не захотели перегружать и без того довольно богато украшенную станцию. По другой - увлекаться архитектурными излишествами даже в то время уже не стоило.

Почему такая длинная

Это, наверное, главный вопрос, который задаёт себе человек, впервые попавший на "Арбатскую". Длина платформы составляет 250 метров! Больше только у станции "Воробьёвы горы". По официальной версии, такие габариты связаны с тем, что изначально "Арбатская" должна была иметь, с одной стороны, выход на одноимённую площадь. А с другой - примыкать к переходу на "Библиотеку им. Ленина".

"Бесконечная" платформа "Арбатской", 1986-1990. С сайта www.pastvu.com.
"Бесконечная" платформа "Арбатской", 1986-1990. С сайта www.pastvu.com.

Однако есть и более интересная гипотеза. Якобы станция имеет стратегический характер. Поэтому подземное пространство должно быть настолько большим, чтобы здесь, в случае ЧП, можно было разместить штаб управления и убежище.

С этого ракурса даже точно не видно, где кончается платформа, 2015. Фото отсюда: https://kviten.livejournal.com/
С этого ракурса даже точно не видно, где кончается платформа, 2015. Фото отсюда: https://kviten.livejournal.com/

Как бы там ни было, а необычайная длина платформы стала причиной сложностей при строительстве. Пришлось применять новую нестандартную модель пилонов. Она позволила сделать станцию более просторной. Зато "Арбатская" стала уникальным сооружением, которое знает практически каждый.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!