В начале года в сети появилась информация, что до осени 2020-го года в Москве будет полностью ликвидирована троллейбусная система, то есть закрыты все маршруты и демонтирована контактная сеть. Это подтверждено официальным протоколом Департамента Транспорта, а значит есть огромный риск, что Москва может лишиться одного из видов экологически чистого транспорта.
Что же такое московский троллейбус? Первые «рогатые» вышли на маршруты ещё в 1933 году, а значит троллейбус – неотъемлемая часть истории города. Десятилетиями система развивалась и в итоге стала крупнейшей троллейбусной сетью во всём мире. Странно представить Москву без этого вида транспорта.
Однако, наши «приезжие» политики считают иначе. Ради собственной выгоды в столице развернулась целая «антитроллейбусная кампания». Начнём с того, что после 2012-го года, когда была последняя массовая закупка новых «Мегаполисов», для развития троллейбуса ничего не делалось. Маршруты стали отменяться один за одним, в центре из-за благоустройства и реконструкции дорожно-уличной сети (маршрут 25, 45), а на окраинах – якобы из-за низкой востребованности (маршрут 68, 75, 46). Поочерёдно стали закрываться троллейбусные парки, а изношенную контактную сеть образца тысяча девятьсот лохматых никто особо не заменял.
В 2016-м году в мае происходит чёрный день для московского троллейбуса. Из центра безжалостно выпиливаются около 10 маршрутов, часть из которых заменили на дизельные автобусы. Затем раз в определённый период происходили очередные закрытия маршрутов с заменой на автобусы, а потом на электробусы. Часть маршрутов вообще осталась без замены. Не постыдились и заменить на автобусы легендарную «Букашку», теперь это петляющий дизельный автобус.
На этом фоне на московском заводе СВАРЗ была выпущена серия троллейбусов в кузове МАЗ и БКМ-321, которые отправились на маршруты. А в Новокосино был открыт новый троллейбусный маршрут под номером 75.
Вся эта канитель развернулась ради монополиста в области производства электробусов – КАМАЗа. Но вдумайтесь, насколько же нелепо основание, которое заключается в том, что один экологически чистый транспорт заменяется на другой. Правда с электробусом не всё так просто. Назвать его полностью экологичным транспортом не поворачивается язык. В салоне стоит дизельный отопитель, а значит небольшие, но выбросы имеются. Так же имеет место утилизация энергоёмких батарей.
Пока рушится троллейбусная сеть, на замену троллейбусам ставят автобусы. Но ведь автобусный парк в Москве не безграничный, а количество водителей тоже не растёт в геометрической прогрессии. А значит часть единиц снимаются с других действующих маршрутов, негативно влияя на интервалы и качество обслуживания в целом.
В Мосгортрансе у меня есть друзья, в том числе и среди водителей. Работа водителя автобуса очень стрессовая, нервная, постоянно имеют место переработки, график 6/1, задержки на работе на заправки, мойки и т.д. При этом при всём зарплату достойной назвать нельзя. Часто не хватает запчастей, которые иногда заставляют покупать за счёт водителей. Лишить премии там вообще за милое дело, главное специального человечка отправить на слежку, уж косяк то на маршруте он нароет.
В Мосгортрансе даже на текущий 2020 год ещё немало автобусов экологического класса «Евро-3». Закупая новые дорогие распиаренные электробусы, их ставят почему-то на замену троллейбуса, а не на старые вонючие «Лиазы», которые ещё можно видеть практически в каждом округе столицы.
Сегодняшняя технология производства троллейбусов шагнула далеко вперёд, и на этом фоне глупо козырять электробусом, как не привязанным к сети транспортом. Ходить даже далеко не надо, достаточно заглянуть в Санкт-Петербург, где массово закупаются так называемые электробусы с динамической подзарядкой – троллейбусы с увеличенным автономных ходом, которые часть пути заряжаются от сети, а дальше сложа штанги едут уже без проводов. Санкт-Петербург доволен эксплуатаций таких троллейбусов, но Москва решила пойти по своему пути.
Заряжаясь от сети, троллейбус с автономным ходом не тратит время на простой у зарядных станций, как электробусы, а значит с их использованием можно смело поддерживать разумные интервалы движения. На опускание и поднимание штанг тоже можно не тратить время, сейчас уже давно всё делается в автоматическом режиме, водителю даже не нужно выходить из кабины. Даже контактную сеть можно изящно вписать в городской ландшафт, сделав её особо не замеченной. А то ведь после всей этой катавасии многие сразу закукарекали, что провода уродуют облик, закрывают небо. А до этого ничё, как-то 80 лет никому не мешали.
Во многих городах Европы задумываются о восстановлении троллейбусного движения. В Праге ещё в 2017 году в тестовом режиме запустили маршрут, часть пути преодолевающий на автономном ходу. В Берлине уже в этом году может появиться новый маршрут с использованием троллейбусов. Восстановлено троллейбусное движение в центре Белграда. Будапешт показывает всем на своём опыте, что троллейбус бывает манёвренным, шустрым, не замедляющим движение на «кривых» и даже демонстрирует факт использование трамвайных путей в середине дороги как выделенку для троллейбуса (маршрут 83, бульвар Вамхаз).
Но московские власти ведут свою безжалостную и беспощадную политику. Активисты движения против закрытия троллейбуса не получили внятных ответов, чем же экономически более выгоден электробус, почему заменяются троллейбусы, а не автобусы. Странно, что вообще вопрос внедрения электробусов инициаторы троллейбусного погрома не обсудили с жителями столицы. Правильно, испугались, что их коварным планам помешают здравомыслящие горожане, которые понимают, как глупо менять троллейбус на электробус, оставляя дальше пердеть и коптить дизельные автобусы.
В Московском транспорте есть позитивные примеры функционирующих систем. Например, МЦК. Сколько бы критики не лилось на этот вид транспорта, однако практика показывает, что «кольцо» пользуется популярностью. Московские центральные диаметры тоже крутая идея. Пусть запуск был косячным, но народ уже оценил.
Однако, москвичами можно манипулировать, делая что-то и для отвода глаз. Как выясняется, многим пофигу на чём ездить, лишь бы доехать из пункта а в пункт Б, а автобус это, электробус или троллейбус – неважно. Многие почему-то закрывают глаза на вибрации, запах дизеля в салоне, уменьшенную вместимость. Лишь бы доехать.
Но жители столицы достойны качественного общественного транспорта, иначе в городе произойдёт сбой. Автомобилизацию едва ли удаётся сейчас сдерживать, хотя иметь автомобиль в Москве лишь для поездок на работу, а по выходным в ТЦ – сейчас не очень практично. Москва вроде смотрит опыт других городов, но всё равно делает по-своему.
Троллейбус – отличный вид транспорта на длинных прямых дорогах. А в Москве такие сейчас в каждом направлении. Более того, почти все основные улица обеспечены выделенной полосой, что подразумевает беспрепятственное перемещение, пока на основной части дороги затор или неравномерное скопление автотранспорта. Разогнать троллейбус проще, чем автобус, поэтому «плетущийся тралик» давно мог бы уйти в прошлое, если бы не диспетчеры, тупо составленное расписание маршрута, а также старые «кривые» и спецчасти контактной сети типа стрелок и пересечений, которые давно уже делают современными и не влияющими на скорость перемещения. Кстати, контактная сеть в местах строительства станций метро или реконструкции улиц таки заменялась на новую и современную, позже продолжавшая висеть без использования. Яркий пример – КС для 18 маршрута на Тверской заставе, некоторые участки на Садовом кольце в северной части. На лицо, нецелевое расходование бюджетных средств.
К сожалению, сейчас, скорее всего, будет правильнее сказать, что они всё решили и троллейбус исчезнет с улиц города. Но никто не знает, как круто может обернуться ситуация и в какой момент у «них» может произойти свой сбой.
Если вы неравнодушны к судьбе московского троллейбуса, то:
- пишите о вероятной проблеме в сообщения группы московских активистов;
- пишите о проблеме во всевозможные инстанции: Дептранс, Мэрию и Администрацию Президента.
Проблема решается массово и сообща. Не дадим уничтожить экологически чистый транспорт!
Спасибо за просмотры! Ещё больше интересного про транспорт и путешествия на канале :)