Болтаем мы как-то с дочерью о том и о сем. И в процессе я спрашиваю ее, как прошел день в школе, что было на уроках.
И зашел у нас разговор об уроке литературы.
- Что изучали? – интересуюсь.
- Ой, какую-то непонятную и нудную фигню. Причем только несколько глав – ужасно неудобно читать, и непонятно, кто откуда взялся. А учительница нам сказала, что мы это произведение будем изучать несколько лет. Потому что будем каждый год проходить главы, соответствующие нашему возрасту.
Я немного озадачилась. Нет, я знаю, что часто в сборники для детей включают отрывки из «взрослых» произведений. Например, многие в детстве читали «Козетту» и «Гавроша» Гюго и только потом узнали, что это кусочки из «Отверженных». Или про Петю Ростова, как он всем изюм предлагал. А это из «Войны и мира» Л.Толстого. Но там вроде полноценные куски входят, там все понятно. Т.е. вроде глава – но воспринимается как законченное произведение.
Я начала ребенка допрашивать:
- О чем читали?
И вот что мне отвечает моя вполне начитанная дочь (то есть учтите, что менее начитанные дети запомнили еще меньше):
- Нууу, там был мальчик и его сестра. Она на пианино играла. Одна глава прикольно так называлась: «Маман». Мы все ржали. Еще было долгое и нудное описание отца. О, еще Карл, вообще прикольно. Он плакался, что учил-учил мальчика, а теперь его увозят учиться в Москву.
Честно говоря, я хотела на этом закончить и предложить вам угадать произведение. Потому что я-то догадалась, я гражданка опытная. Но решила не выделываться и не длить интригу. Хотя все-таки сделайте паузу, может, угадаете? (А кто угадал, напишите в комментариях).
Даю еще одну подсказку: Карл – он Иваныч. Сообразили?
В общем, это Л.Толстой «Детство. Отрочество. Юность». Понятно, что это отрывки из «Детства». Я потом специально полистала учебник. Да, там буквально 5 глав представлено: «Maman, Что за человек был мой отец? Классы. Наталья Савишна. Детство.»
И вот объясните мне эту дурацкую систему: зачем, ну зачем изучать произведение какими-то отрывками и кусочками несколько лет? Не проще прочитать его целиком, когда оно все будет «соответствовать возрасту»? Ну, хотя бы «Детство»?
Это не к учителям претензия, это к программе вообще. Ведь единственное, что у детей в памяти осталось:
- Там был какой-то прикольный Карл.
В общем, разрекламировала я дочери произведение (особенно главу про единицу, это ж школьникам актуально), выдала книгу.
Начала она читать, даже притащила в школу на урок. Хотела некоторые моменты обсудить. Зря она это сделала. Потому что учительница ей сказала:
- Бездна, вот ты все время умничаешь. Сказано же – будете изучать согласно возрасту. Вот и надо читать, когда положено будет, а не сейчас. И нечего тут умничать.
Даааа, а вот в наше время учителя только приветствовали дополнительное чтение. Помнится, мне наша директор аж «пять» по истории поставила, когда я «Спартака» Джованьоли притащила (мы как раз его восстание по истории проходили). Уточнила, читала ли я, попросила что-нибудь оттуда рассказать и поставила «пять», потому что «надо читать дополнительную историческую литературу».
Честно скажу, дочь вернулась домой несколько злобная. С криком:
- Дай мне мои «Оттенки», ну, нафиг, не буду больше читать эту вашу классику, раз я умничаю.
Так я потерпела поражение в попытке привить дочери любовь к русской классической литературе. А жаль, ведь она начала читать, ей реально нравилось. Но система… она такая… Читай дома и не выделывайся, раз такая умная. Правильно, есть программа, ее надо изучить. А на все остальное отвлекаться некогда, 25 человек в классе. Все это да и да, но печально тем не менее.
Так что пишите, кто угадал произведение, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
А вот о чем я писала 28 января в прошлом году (и тогда ведь про учебники):
Как репетитор заботился о личной жизни ученицы или «никаких мальчиков, только математика»