Найти тему

Маньковская церковь, вновь обретённая

Третье открытие Маньковской церкви. Первое было в 1875 году, второе – в 1942-м, в оккупацию, «при румынах»…

Кладовщица, щёлкнув дужкой замка и распахнув скрипучую дверь, куда-то ушла. Из темноты, со стен и потолка, на меня хмуро взирали лики святых...

«Ныне существующая в слободе Маньково-Березовой каменная церковь во имя св. преподобномученицы Евдокии, с приделом с правой стороны во имя св. Николая, Мир-Ликийского чудотворца, построена в 1875 году на месте прежней деревянной, пришедшей к тому времени в ветхость.»
Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века. /Лазарев А.Г., Кириллов А.А., Сокольский Э.А. Православное зодчество донского края [Текст] ред. А.Г. Лазарев – Ростов-на-Дону: ООО «Терра»- 2005.- 200 с./

Вполне заслуживающий доверия источник, в данном случае, несколько неправ.

Новую, кирпичную, церковь строили не «на месте прежней деревянной», а рядом; старая располагалась гораздо ближе к нынешнему маньковскому погосту (точное место – так, чтобы «прямо пальцем указать», – к сожалению, не знаю). Сейчас вот не могу ни вспомнить, ни найти точную дату открытия «прежней деревянной»; помню только слова маньковского краеведа Николая Ивановича Приходько (земля ему пухом): «через тридцать с лишком лет...» (это считая от 1760 года, от образования Маньковой и Селивановки). И ещё в голове крутится: то ли – 1789-й, то ли – 1798-й.

По-поводу «ветхости». Селивановская церковь, тоже большей частью деревянная (официально так числилась), – открылась в 1872 году, простояла более 60-ти лет и в середине 30-х годов следующего века, когда она сгорела от удара молнии, никто не считал её «ветхой». Более того, селивановская церковь считалась лучше, красивее, богаче и новее новой маньковской (об этом не раз слышал даже от маньковских старожилов).
В 1820 году Манькова насчитывала более трёх тысяч православных душ, и старая церковь уже никак не могла вмещать их даже по малым праздникам. Кроме того, дважды в год слобода проводила ярмарки: продавцы и покупатели тоже нуждались в... «духовном обслуживании». В те годы и «пошли разговоры» о строительстве новой церкви.

Третье открытие церкви. Второе было в 1942 году, во время оккупации.
Третье открытие церкви. Второе было в 1942 году, во время оккупации.

Пятьдесят лет «на разговоры» – это, конечно, много. Даже по нынешним временам. Но тому – «разговорам» – могут быть свои причины. Василий Иванович Маньков – основатель и попечитель Маньково-Берёзовской, Маньково-Калитвенской и прочих «маньков», весьма известный и влиятельный на рубеже 18-19 веков человек (всё-таки – старочеркасская казачья старшина) – к тому времени, похоже, «исчерпал свои ресурсы», возникли у него, говоря современным языком, «свои проблемы». К концу 19 века, как пишет Владимир Владимирович Богачёв в «Очерках географии Всевеликого Войска Донского», – «фамилия его пресеклась». Похоже и на то, что у его, в некотором роде, последователей – Грековых, Коньковых, тех же Богачёвых, на рубеже веков находившихся «под его крылом», – идея строительства новой церкви в Маньковой не скоро нашла поддержку...

Как бы то ни было, маньковский храм – самый старый из ныне действующих и в Милютинском районе, и на всей речке Берёзовой, его же деревянный предшественник, вполне вероятно, был самым первым православным храмом в округе. Хотя... не надо забывать и о старообрядцах.

Заглавная фотография – конец лета 1990 года, церковь всё ещё в роли склада колхоза «Знамя колхозника». Кладовщица, щёлкнув дужкой замка и распахвув скрипучую дверь, куда-то ушла. Из темноты, со стен и потолка, на меня хмуро взирали лики святых. «Возвращение блудного сына» и Архангела Михаила можно узнать и сейчас (перед открытием церковь слегка привели в порядок: не только убрали с крыши деревья, но и изнутри хорошенько помыли из пожарной машины – штукатурка через несколько дней стала осыпаться).

Чёрно-белые «контрольки» – собственно само открытие и связанный с ним крестный ход. Видно, что деревья с крыши церкви убрали (где-то у меня есть негатив и с деревьями, пока не нашёл). Небольшого роста старушка, рядом с «батюшками», – идейный вдохновитель маньковских православных и главный закопёрщик в деле открытия храма. Конечно, без помощи кохоза было бы непросто. Его председатель и первый церковный староста, Алексей Романович Ковалёв, есть на кадрах крестного хода, во втором ряду.

Первое богослужение.
Первое богослужение.

Вот эти бабушки и были теми инициаторами, без которых ничего бы и не случилось.
Вот эти бабушки и были теми инициаторами, без которых ничего бы и не случилось.

Крестный ход.
Крестный ход.

-6

-7

Первые крещения.
Первые крещения.

-9

-10

-11

-12

-13

-14

-15

Слобода Маньково-Берёзовская, 1990-1991 гг.

(Маньковская церковь, вновь обретённая: детали, 2014-2018).

Понравилось – ставьте «палец вверх».

Интересно – подписывайтесь на «Селивановские просёлки».

Есть, что сказать – пишите комментарий, мне важна обратная связь.