Здравствуйте. С вами диванный псевдоэксперт Алексей Коновалов.
В прошлом выпуске мы с вами читали, как член-корреспондент Российской Императорской Академии наук, востоковед Даниил Абрамович Хвольсон обнаружил в Британском музее неизвестную доселе рукопись. Всех заинтересовавшихся прошу пройти по ссылке,тем же, кто читал, представляю ко вниманию продолжение.
"Все Славяне — огнепоклонники. Хлеб, наиболее ими возделываемый, — просо. В пору жатвы кладут они просяные зерна в ковш, поднимают его к небу и говорит: «Господи, ты, который даешь нам пищу, снабди теперь нас ею в полной мере»! "
Известия об огнепоклонстве славян Хвольсон считал неверными. Арабы вообще имели неясные представления о язычестве, и поэтому автор здесь, по-видимому, не особо вдавался в подробности.
Насчет проса, как возделываемый хлеб славян, Даниил Абрамович находит подтверждение у императора Маврикия, который писал то же самое.
"Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Последние длиною в два локтя, лютня же их восьмиструнная. Хмельной напиток приготовляют из меду. При сожигании покойников предаются шумному веселью, выражая тем радость свою, что Бог оказал милость покойному (взяв его к себе). Рабочего скота у них мало, а верховых лошадей имеет только один упомянутый человек. — Вооружение их состоит из дротиков, щитов и копий; другого оружия не имеют ."
Рассказ Ибн-Дасты о музыкальных инструментах славян тех времён является самым подробным из всех рукописей.
По поводу веселья во время сжигания покойников Хвольсон предполагал, что славяне верили в жизнь после смерти, и саму смерть считали милостью.
Под "одним упомянутым человеком" Абу Али, по мнению Даниила Абрамовича, имеет в виду Великого Князя. Приходят на ум слова Николая Михайловича Карамзина, что слово "князь" обозначает человека, имеющего коня.
Насчёт скудного вооружения автор сочинения имел в виду простолюдинов, как будет видно из следующего отрывка, с экипировкой у знати был полный порядок.
"Глава их зовется супанеч (жупан). Ему они повинуются, и от приказания его не отступают. Жилище его находится в средине земли Славян. Помянутое выше лицо, которого титулуют они «главою глав» (великий князь), зовется у них Святополк. Это лицо стоит выше супанеча (жулана), который считается лишь его наместником. Он (т. е. великий князь) имеет верховых лошадей и питается исключительно кобыльим молоком. Есть у него также прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. Город, в котором он живет, зовется Джерваб. Здесь у Славян происходят ежемесячно, в продолжение трех дней, торг: продают и покупают."
У многих славянских племён были начальники — жупаны, руководящие округами, жупами.
По мнению Хвольсона, Святополк это моравский князь Святоплук, умерший в 895 году и оставивший после себя сильное государство. Ибн-Даста не мог не слышать о нём, он, возможно, думал, что всех славянских князей так называют.
Показания арабского писателя о том, что Великий князь пьёт кобылье молоко востоковед сравнивает с рассказом писателя второй половины IX века, Вульфстана,который рассказывает следующее о предках пруссов и латышей: "Царь и богатейшие пьют лошадиное молоко, а бедные рабы пьют мед".
Хвольсон полагал, что город Джерваб, скорее всего, Градище в Моравии.
"В земле Славян холод бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земли род погреба, который покрывает деревянною остроконечною крышею, как видим у христианских церквей, и на крышу эту накладывает земли. В такие погреба переселяются со всем семейством, и взяв несколько дров и камней, раскаляют последние на огне до красна. Когда же раскалятся камни до высшей степени, поливают их водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают уже одежду. В таком жилье остаются до самой весны ."
Этот отрывок похож на байку южанина о северянах, а может быть, в голове араба смешались рассказы о бане и зимних жилищах славян.
"Царь их объезжает их ежегодно. Если у кого из них есть дочь, обязан он давать (царю) по одному из платьев ее в год. Таким же образом обязан давать ему в год по одежде из платьев сына его, если есть сын. У кого нет ни сына, ни дочери, тот обязан давать по платью в год от жены или служанки . Поймает царь в государстве своем разбойника — велит или задушить его, или же отдает его под надзор кого-либо из правителей на отдаленных окраинах своих владений".
Подобных налогов на платье не было в славянских источниках, но известно, что князья получали подати материей, так называемые "поволоки"
В заключение Хвольсон задаёт вопрос, какие именно славяне описаны в данном рукописном памятнике, и сам отвечает. Это моравы
От печенегов Моравия находилась на расстоянии 350 вёрст на запад, которое вполне возможно осилить за 10 дней пути.
На этом всё на сегодня. Спасибо за внимание, и до встречи. Следующий материал будет посвящён рассказу Ибн-Дасты о русах.
В статье использовались материалы voslit и wikipedia.
Друзья, это вторая часть дилогии. Первую можно прочитать, перейдя по ссылке.