Найти в Дзене
Московские истории

Откуда понаехали первые москвичи: "Так мог выглядеть подмосковный смерд, строивший деревянный Кремль" (ч. 2-я)

Продолжим рассказ об Александре Векслере – человеке-легенде, вошедшем в историю как первый главный археолог Москвы. Более десятка лет на рубеже тысячелетий он возглавлял археологические исследования в столице. Кроме реального возраста города Александр РОМЕНСКИЙ обсуждал с ним не менее волнующую тему – кто же составлял древнейшее московское население?

Двор удельного князя. Художник Аполлинарий Васнецов.
Двор удельного князя. Художник Аполлинарий Васнецов.

Весной 2007 года на встрече с академиком Векслером я задал ему спорный вопрос: судя по археологическим находкам, первые москвичи были не славяне? Вот что он ответил:

«Говорить, что население оставалось здесь от первобытности, сегодня было бы смешно. Люди приходят и уходят, были времена кочевые, потом оседлые и т. д. В начале первого тысячелетия нашей эры в этих местах славянских поселений не было. В то время происходили самые разные миграции, в том числе угро-финских народов. Еще летописец Нестор упоминал племя голядь балтского происхождения, которое жило на западе Подмосковья. Но это не тот народ, который создавал Москву».

В книге Векслера «Спасательная археология Москвы» можно найти подробности этих миграций. Оказывается, возраст самых древних артефактов, найденных на территории современного города, насчитывает около 5000 лет. Из бронзового века дошли до нас могильники в Давыдкове и Спас-Тушине, сверленые каменные топоры и кремневый дротик в Кремле, бронзовый нож в Зюзине. Эти находки археологи отнесли к носителям фатьяновской культуры – первобытным скотоводам. На московской земле их племена жили во 2-м тысячелетии до нашей эры. По данным антропологических исследований, фатьяновцы обладали европеоидными чертами, были высокими и длинноголовыми. Есть предположение, что балтская голядь как раз и была одним из потомков фатьяновского населения.

Академик Векслер. Домжур, 2007 г.
Академик Векслер. Домжур, 2007 г.

Следы разграбления могил фатьяновцев на поздней стадии существования этой культуры подтверждают гипотезу о столкновениях с племенами новых пришельцев. Для раннего железного века (VII в. до н.э.) уже характерны городища и селища дьяковской культуры, образующие на берегах Москвы-реки и ее притоков целое гнездо – с десяток поселений. Название археологическая культура получила по Дьякову городищу у села Дьяково (ныне в черте музея-заповедника Коломенское). В этноязыковом отношении население дьяковской культуры было изначально финно-угорским. Не здесь ли истоки слова «Москва»?

«Есть точка зрения, что Москва – от Моствы, т.е. поселения у моста или перевоза, – объяснял Александр Векслер. – Не вызывает сомнений, однако, что город получил название по реке, а не наоборот. Происхождение же самого гидронима Москва имеет много гипотетических теорий. Наиболее убедительная из них, на наш взгляд, исходит из этимологии корня москы (влага, сырость), принадлежащего к древнейшему лексическому пласту, сформировавшемуся в период балто-славянского языкового единства».
Кривич
Кривич

Как бы то ни было, археологические находки VI-VII вв. н.э. неоспоримо свидетельствуют о начале освоения Московского края славянами. Верхние горизонты культурного слоя дьяковских городищ, в том числе на Кремлевском мысу, обычно уже славянские.

«Славяне, непосредственные предки жителей городка Москова, пришли сюда во второй половине первого тысячелетия. С одной стороны, они поднимались вверх по Оке, затем Москве-реке, а с другой – продвигались с северо-запада. Несомненно, именно с этого времени можно говорить о постоянном славянском населении московской земли. Такие процессы тогда шли во всем мире. Ранние славянские поселения были и в Германии, и в Голландии».

В своей книге Александр Векслер пишет, что славянское население Московского края слагалось на основе двух главных компонентов – вятичей и кривичей. Вятичи - одно из крупнейших древнерусских племён. В районе Москвы пролегал их главный путь. Пришедшие с Оки вятичи крутой дугой вклинились в территорию шедших со стороны Полоцка кривичей. И те и другие славянские племена расширяли в VII - IX веках свой ареал расселения, а когда их передовые отряды сошлись, они стали достаточно мирно соседствовать друг с другом.

Вятичанки
Вятичанки

Очевидно, именно славяне-вятичи и были первыми москвичами. Женщины только этого племени носили на висках ажурные колечки с семью лопастями. И только такие традиционные украшения вятичей найдены и в московских курганах и в самом «граде» – в Кремле. Среди массы курганов вятичей под Москвой встречаются и захоронения кривичей. Восстановлены подлинные портреты этих людей, документальные и конкретные. Это сделал по черепам из курганов XI-XII веков талантливый антрополог – скульптор Михаил Герасимов. Молоденькая девушка-вятичанка сказочно прекрасна, она словно сошла с фрески Андрея Рублева. У мужчины-кривича волевое лицо труженика и воина. Так мог выглядеть подмосковный смерд, видевший, а вполне вероятно, и строивший деревянный Кремль.

Между прочим, консультировал Герасимова для воссоздания облика кривича в 1959 году молодой археолог Векслер, приехавший в Москву всего за пару лет до этого из Киева.

Начало: Первый главный археолог Москвы считал: раскопки в Кремле помогли бы определить настоящий возраст столицы

Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru