Я педдизайнер и довольно часто пишу на околопрофессиональные темы и хихикаю в Фейсбуке. Меня часто спрашивают учителя и желающие стать: «Как же стать педдизайнером/методистом?». Отвечаю.
Сразу оговорюсь: речь не о методистах-преметниках, хоть и им будет полезно. Речь именно о педагогических дизайнера — людях, которые проектируют курсы и целые программы для конкретного заказчика, не будучи сами экспертами (но плотно работая с ними).
Ответ большой, в посте всего не покроешь. Здесь дам только ссылки на теорию по базовым темам. По хорошему её нужно подкрепить большим объёмом практики, общения с экспертами в теме (чтобы узнать особенности работы стройных подходов в реальном мире), разбором кейсов и кучей других штук. Но об этом в другой раз, сейчас — подборка материалов.
Разделил материалы на этапы освоения — шаги, чтобы погружаться постепенно.
Шаг 1. Понять, что такое педдизайн и что делают педдизайнеры?
- Версия Академии Хана
- Обзор основ от педдизайнера
- What does an Instructional Designer do?, видео на Youtube
Основы основ
- Книга «Современное обучение. Практическое руководство» Джеффа Петти — библия педдизайнера. Там есть всё, что нужно, чтобы начать: и как люди учатся, и как курсы проектировать, и как занятия структурировать. Много практических советов и моделей.
- Книга «Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и эффективным» от Джули Дирксен — ещё одна базовая книга
Здесь взгляд на проектирование с другой стороны и на основе другого опыта — создания курсов для компаний. Тоже много рекомендаций и примеров. - Онлайн-курс "The Science of Learning — What Every Teacher Should Know" – обзор основ того, как люди учатся исследователей из Teachers College Колумбийского университета.
Шаг 2. Изучить подходы, алгоритмы проектирования курсов/заданий
- Книга "The Essentials of Instructional Design: Connecting Fundamental Principles with Process and Practice" – хороший разбор истории и подходов в педагогическом дизайне
- Книга "Principles of Instructional Design. Robert Gagne" – книга автора известных девяти «учебных событий» — элементов, которые должны быть в курсе/уроке, чтобы студент смог освоить фрагмент знания.
- Online Course Design Guide — памятка по созданию онлайн-курсов от MIT
- 4C/ID — очень классная, но сложная для понимания с первого раза модель
Шаг 3. Изучить теории о том, как люди учатся
- Онлайн-курс Instructional Design and Technology: Learning Theories — обзор трёх подходов, которые в разные периоды прошлого века объясняли, как работает обучение. Объясняют понятно и хорошо, но ещё добавили полезные задания на рефлексию и создание сообщества среди учеников.
Шаг 4. Узнайте, как решать конкретные задачи
- Выбрать стратегию обучения (командное, проблемное, проектное, etc)
- Формулировать цели обучения: общее о целях и образовательных результатах: зачем нужны, как формулировать
- Формулировать цели обучения: классификация учебных целей SOLO
- Формулировать цели обучения: классификация учебных целей по Блуму
- Формулировать цели обучения: заметка от Университета Аризоны
- Формулировать цели обучения: памятка Стэнфордского университета
- Формулировать цели обучения: колесо по таксономии Блума с глаголами и форматами практики под них
Такой получился список. Расскажите, что думайте. Изучили ли что-то из материалов? Что стоит добавить? Писать ли продолжение с упражнениями для развития навыков по этим темам?