Стиль шато Азё-ле-Ридо — это стиль первой волны французского ренессанса, который во многом опирался на итальянские образцы. Это один из самых посещаемых замков долины Луары, и тому есть причины, но главная — атмосфера.
Сложно определить, что именно определяет атмосферу замка: она складывается из тонких ощущений истории, эстетики и природы, облагороженной человеческим трудом. Здесь можно прочувствовать один из основных постулатов Возрождения: Человек — есть мера всех вещей. И действительно, изысканная архитектура и интерьеры, не говоря уже об убранстве парка, созданы человеком и для человека. Здесь можно понять, как это — быть той самкой точкой, где встречается микрокосм и макрокосм и познают друг друга, каждый в своём подобии.
В поисках гармонии
Для понимания Азё-ле-Ридо важен исторический контекст: этот замок был богатой дворянской усадьбой, созданной не для королей и государственных дел, но для медленного и бережного проживания жизни. Такая заострённость на определённых аспектах бытия, внимательность к деталям и их правильному сочетанию, свидетельствует, чаще всего, о том, что являлось и мыслилось идеалом существования.
Беспечная размеренная жизнь, для которой был создан этот замок, была непозволительной роскошью для всех слоёв населения Франции. Примером тому может служить судьба его строителя — Жиля Бертелло, унаследовавшего от своего отца Мартина должность королевского секретаря и нотариуса, а также мэра тогдашней столицы Франции — города Тура. Казалось бы, служи себе и служи — сперва Людовику XII, а потом и Франциску I. Опасности буйного правления Карла VII давно позади, и он больше не прикажет сжечь деревню только за то, что в ней вздумалось остановиться бургундцам, да и Столетняя война уже стала историей.
Но не тут-то было: от превратности Фортуны не было спасения. Однажды твоя фигура вызовет подозрения короля (им был Франциск I) и твоё поместье будет конфисковано, а затем продано его приближённому лицу, а ты сам чудом отделаешься огромным штрафом (54400 турских ливров, это примерно 33, 67 кг золота, на современные деньги — чуть больше 1 млн евро)*, бегством, опалой и конфискацией. И будешь до конца своих дней в Камбре прославлять милость короля — ведь он мог просто повесить своего казначея (и именно так Франциск поступил с суперинтендантом финансов Жаком де Бон-Семблансе, которому должен был, кстати говоря, 910000 турских ливров).
Шато Азё-ле- Ридо
Однако Жиль Бертелло успел заложить прекрасное основание. Изначально замок должен был иметь U-образную форму, о чём свидетельствует и роскошная лестница, которая должна была находиться по оси симметрии, как это и положено канонами ренессанса. Кстати, она уникальна тем, что это одна из старейших маршевых (не винтовых) лестниц, построенных во Франции. Лестница богато декорирована, её украшают характерные растительные итальянские мотивы, раковины, пилястры, цитаты античных орнаментов, не говоря уже о медальонах и путти.
Однако, из-за опалы заказчика, строительство остановилось и план замка приобрёл L-образную, ассиметричную форму, в целом нехарактерную для ренессансной архитектуры. Туристический маршрут пролегает с севера на юг, и таким образом вы увидите и северный, и южный фасады замка. Южная часть замка обращена к реке Эндр, и, любуясь этим видом, вспомните о Бальзаке, который называл Азё-ле-Ридо «огранённым брильянтом, отражённым Эндром».
Но время текло здесь действительно медленно: последующие хозяева замка почти не вмешивались в архитектурный ансамбль, за единственным исключением, которым стала угловая башня, построенная маркизом де Бьенкур в неоренессансном стиле в 1856 г.
Азё-ле-Ридо интересно осмотреть не только снаружи, но и изнутри. Интерьеры Азё-ле-Ридо восстановлены в ренессансном стиле, аутентичными являются только часть предметов мебели и внутреннего убранства, а недостающие изготовлены в полном соответствии с материалами и технологиями эпохи Возрождения. Здесь же можно познакомиться и с младшим братом ренессанса — неоренессансом, вошедшим в моду во второй половине XIX столетия.
Подробнее об Азё-ле-Ридо можно прочитать здесь: http://bit.ly/38fEmAc , а заказать маршрут или экскурсию личным сообщением.
* 1 турский ливр = 0,619 г чистого золота, при этом подённый рабочий мог заработать 19 ливров в месяц. Таким образом, штраф Бертелло составлял почти 8-летний заработок большинства французов. Современные экономисты очень условно считают эквивалентом турского ливра современную 20-евровую банкноту, опираясь на цену золота. Однако стоит иметь в виду, что покупательная способность турского ливра была намного выше.