Ольга Барабанова, один из управляющих директоров компании KINESIS, о социальном бизнесе в России, о потребностях и нуждах этого бизнеса и о мотивации в нем.
— Оля, расскажите, пожалуйста, чем именно вы занимаетесь?
— Моя компания занимается производством реабилитационного оборудования, а именно инвалидных колясок — карбоновых и алюминиевых, взрослых и детских.
— Сколько лет бизнесу? Успешен ли он с вашей точки зрения?
— Нашему проекту меньше года. Мы только-только стартовали. Начали свои продажи как раз осенью прошлого года. За этот год мы сделали больше 30 колясок, участвовали в международной выставке Rehocare в Дюссельдорфе.
Надо отметить, что наш проект быстро растет. На данный момент оборот компании составил больше 40 млн рублей.
— Расскажите про запуск бизнеса? С чего все началось?
— На самом деле мы пришли в этот проект уже с некоторым бэкграундом. У нас есть велосипедный проект, который мы делаем вместе с нашим партнером. В какой-то момент мы поняли, что это весьма схожие конструктивно продукты. Кроме того, нам всегда хотелось сделать проект с социальной составляющей. И это мы и пытаемся реализовать здесь в KINESIS.
Эта история является именно социальным предпринимательством. Мы видим свою основную миссию в том, чтобы делать качественные коляски в России: ультра качественные супер легкие и эргономические из карбона и алюминиевые, которые мы делаем по индивидуальному заказу. Это очень важно для наших клиентов, потому что от качества коляски напрямую зависит качество их жизни.
В России мало компаний, которые бы занимались производством инвалидных колясок, и совсем нет компаний, которые бы занимались производством карбоновых инвалидных колясок. В этом вопросе мы первые.
Мы придумали эту историю как раз на основании нашего опыта работы с велосипедами и на основании моего волонтерства в благотворительной организации.
Безусловно, сначала мы планировали наш продукт, писали бизнес-план, рассчитывали стоимость, особенно тщательно это делали, когда привлекали инвестиции.
Потом мы арендовали производственное помещение. Изначально это было другое помещение, но его, к сожалению, затопило ливневой канализацией, пришлось оттуда экстренно переезжать, потерпев довольно значительные финансовые убытки.
Мы искали команду среди наших друзей, знакомых. Искали в соцсетях сотрудников. И постепенно набрали очень классный, веселый, хотя немного и хаотичный, коллектив. Я нежно люблю всех наших ребят, их шутки, их жизнеспособность в условиях жужжащих станков и прочих производственных «прелестей».
— Когда вы почувствовали, что бизнес заработал стабильно?
— Нет, не почувствовали еще. Мы столкнулись с множеством сложностей. Помимо истории с затопленным производством, было еще много всего: подрядчики, которые срывали сроки, станки, которые ломались. По одному станку мы сейчас судимся с производителем, потому что он ломался раз в три дня и еще три дня чинился. Нас же это абсолютно не устраивало и не устраивает.
У нас до сих пор часто бывают истории, когда безответственный подрядчик производит для нас подножку для инвалидной коляски, которая ломается просто потому, что она сломалась у них на производстве, но они ее как-то подварили, и считают, что такой продукт можно отдавать.
По этой причине мы все свои ресурсы сейчас полностью вкладываем в дело, для того чтобы локализовать производство у себя. На данный момент мы отдаем на субподряд очень мало задач.
Если мы говорим про карбоновые коляски, то здесь субподряд заключается только на лакирование деталей. С алюминиевыми колясками субподряда побольше, поэтому мы хотим получить собственное оборудование. Работает над тем, чтобы открыть где-то кредитную линию или получить субсидию, для того чтобы все производить самим.
Пока мы не достигли даже нулевой точки в ежемесячных расходах. Мы все еще работаем в убыток. Планируем выход в ноль к апрелю 2020 года.
Для нас очень важно получить международные сертификаты и российское удостоверение медицинского изделия, которое просто позволит нам работать с фондами социального страхования, а также работать с государственными закупками. Именно поэтому у нас сейчас идет компания, цель которой собрать деньги на оформление всех этих удостоверений.
Открыть счет в Совкомбанке
— Если запускать подобный бизнес, то какой капитал минимум необходим? И как вы искали инвесторов, и возможно ли их найти в данной сфере?
—Это очень сложный бизнес, если мы говорим про производство именно инвалидных колясок. Я думаю, что минимальный стартовый капитал здесь — 20 млн рублей. Даже без форс-мажорных ситуаций вряд ли можно вложиться в меньшую сумму.
Мы искали инвесторов среди знакомых, потому что какие-то внешние поиски не привели к понятным для нас результатам.
Если вас интересуют истории предпринимателей, читайте наш материал «История самозанятого иллюстратора: о высоких гонорарах забудьте сразу»
— Расскажите про радости при ведении вашего бизнеса.
— На самом деле радости много. Работа с благотворительными фондами — это всегда радость. Наши собственные благотворительные проекты тоже радуют. Встречаются классные люди. Сегодня, например, мы встречались с женщиной, которая взяла из детского дома троих мальчиков, у двоих из них ДЦП, один из мальчиков передвигается на коляске. Это очень приятная женщина, простая и спокойная, четко понимающая свою жизненную миссию, круто разруливающая весь свой быт и жизнь с этими мальчишками. При этом у нее есть трое своих взрослых детей. А встречались мы с ней, чтобы найти благотворительный фонд, который поможет сделать коляску для этого мальчика. Для меня такие истории всегда являются жизнеутверждающими, а это приятно.
И вообще наши клиенты необычные, от них заряжаешься оптимизмом.
Женя Воскобойникова — наша первая клиентка, наш ангел-хранитель. Мы вместе с ней ездили на выставку Rehocare, это был такой наш мини-отпуск. Мы ездили на выставку реабилитационного оборудования, казалось бы, ничего веселого там нет. Но это была одна из самых веселых поездок в моей жизни.
— Какие перспективы своего дела вы видите в будущем?
— Мы видим этот бизнес как социальный бизнес. Здесь важно уточнить, что мы понимаем под этим. А мы понимаем под этим возможность менять отношение к инвалидам в стране, менять имидж инвалидов, менять их жизнь к лучшему. Конкретная наша цель — мы хотим, чтобы наши коляски закупались государством, и выдавались инвалидам.
Почему именно наши? Потому что мы уверены, что они лучшие. А лучшие они тем, что они легкие. Легкая коляска позволяет человеку быть абсолютно мобильным. Складывать – раскладывать ее 5 – 10 раз в день, самому класть ее в машину, самому доставать ее, заезжать на бордюры, любые пандусы и т.д. благодаря правильно настроенному балансу.
Также мы видим свою социальную миссию в том, чтобы трудоустраивать людей на колясках. И сейчас у нас есть уже первый такой сотрудник, который работает менеджером по работе с клиентами. Это очень классный и веселый парень.
— Дайте несколько советов тем, кто собрался уходить в свой бизнес? Стоит ли идти в такой бизнес? Есть ли у вас конкуренты?
— Стоит ли идти в такой бизнес? Я для себя до сих пор отвечаю, что да. Я никогда в жизни не чувствовала себя более на своем месте, чем сейчас. И это очень хорошее чувство, которое немного приглушается титанической усталостью, стрессами от кассовых разрывов, ощущением нестабильности. Тем не менее, здесь моя мотивация. И работа на себя — это лучшее, что со мной случалось.
Но я не могу сказать, что такой опыт подходит всем. Просто лично я не командный игрок, сложнее всего мне договариваться, но я люблю и не боюсь больших объемов работы, но очень не люблю, когда эта работа бессмысленная.
Есть ли у нас конкуренты? Да, есть конкуренты, которые делают в России тоже алюминиевые коляски. Есть конкуренты, которые делают титановые коляски. В карбоновом сегменте у нас в России нет конкурентов. На мировом рынке есть 3 – 5 проектов, с которыми мы можем соревноваться. Есть один бренд, который мне очень нравится. Я считаю, что на него нужно равняться — это шведский бренд «Пантера».
Если вам понравилась наша статья, то, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на наш канал.
Статья была подготовлена для вас порталом Sovcom.pro