Сегодня, 27 января, - 76-я годовщина снятия блокады Ленинграда. Вообще-то юбилейным был прошлый, 2019 год, но активно отмечают ее и в этом году тоже. Это тренировка перед Днем Победы, наверно.
И я никак не могу сформулировать для себя - хорошо это или плохо, когда плакаты о той войне появляются на улицах и детских учреждениях. С одной стороны, пока мы помним, павшие погибли не зря. Как только история будет переписана, все чудовищные жертвы окажутся напрасными. Но и современное патриотическое воспитание мне кажется чересчур показательным, неглубоким, официальным слишком что ли...
В детском саду маленькой кубанской станицы в раздевалках модели танков и самолетов, а еще картинка с куском хлеба и грустным детским лицом. Не знаю, кто из детей мог нарисовать ее, может, родители или воспитатели? Знают ли 5-6 летние дети что-то о той войне, где погибали их уже даже не дедушки и бабушки, а пра-прадедушки? И надо ли дошкольникам знать о войне?
Прабабушке моей 5-летней дочери 90 лет, и она НЕ участница войны, слишком мала была (в начале войны ей было 10-11 лет, точный возраст утерян вместе с документами в 1944 году). Она труженик тыла, и тоже много успела хлебнуть горя, но боев не видела. И это моим детям повезло, они знают прабабушку, она может рассказать им о голоде, холоде, страхе и нечеловеческих условиях выживания. От первого лица, так чтобы запомнилось навсегда. И не хотелось повторить.
А в детском саду в качестве патриотического воспитания предлагаются маршевые песни о солдатах на занятиях по музыке. Сегодня слышала из-за двери музыкального зала: "Хочется мальчишкам в армии служить, хочется мальчишкам подвиг совершить - левой, левой, подвиг совершить!" Чем громче, тем лучше. Сомневаюсь, что дети вообще понимают, что такое армия, подвиг и солдаты. А если в семье есть старшие братья, и вопрос армии актуален, то текст песни вообще крайне странно звучит. Кто ж сейчас хочет идти в армию, чтобы подвиг совершать? В крайнем случае идут служить, чтобы получить военный билет и работать спокойно, ни от кого не прячась.
Моя бабушка приехала в Ленинград как раз в 1944 году, после снятия блокады, восстанавливать город. Ей было лет 14-15, и ее мать (моя прабабка) отправила ее подальше из голодной тыловой деревни, потому что в городе, даже Ленинграде, шансов выжить, выучиться, выбиться в люди было гораздо больше. Бабушка этим шансом воспользовалась. Но всю жизнь жалеет, что не успела забрать из вологодской деревни свою мать, та умерла в 1946 году - сказались последствия голода и тяжелого труда.
У нас дома - как в любом, наверно, ленинградско-петербургском доме, хлеб не выбрасывали никогда. И до сих пор мама и бабушка недоеденный хлеб сушат на батарее и хранят в полотняном мешке - не на случай голода, а чтобы отдать коровам соседей по даче. И не доводят до плесени, естественно. Портить хлеб нельзя.
А я научилась выбрасывать еду. После пары месяцев работы в детском саду. Убирая после завтрака и обеда горы пищи в ведра, я стала и дома спокойно выкидывать недоеденные кусочки хлеба, пару ложек макарон и полкотлеты, которую не съела младшая дочь. Хотя нет, котлета идет коту. Хотя в глубине души знаю, что это неправильно. А сушить хлеб на батарее - правильно.
Продолжение о патриотическом воспитании детей