В 2019 году сеть АЗС "Газпром нефть" развивала новые форматы сотрудничества с партнерами, предложила новые форматы заправок клиентам и продолжила запускать станции с ресторанами быстрого питания, такими как "Бургер Кинг".
ПРОДУКТИВНОСТЬ В ТРЕХ МОДЕЛЯХ
Международный рынок топливной розницы уже давно доказал эффективность партнерских моделей управления автозаправочными станциями: крупные игроки рынка уходят от операционного управления бизнесом и предоставляют станции профессиональным ретейлерам, открывают рестораны и магазины на территории АЗС, развивают сопутствующие услуги, а также делают ставку на цифровые сервисы для быстрой коммуникации с клиентами.
Сеть АЗС «Газпромнефть» уже несколько лет практикует передачу собственных АЗС в управление сторонним ретейлерам. Для работы с партнерами используются три модели: COPO (company owned, partner operated) — сотрудник сети выступает индивидуальным предпринимателем и управляет АЗС; CODO (company owned, dealer operated) — станция находится под управлением профессионального дилера, который получает топливо и сильный бренд, а драйвером роста является реализация больших объемов нефтепродуктов; CORO (company owned, retailer operated) — АЗС находятся под управлением и брендом нетопливного ретейлера, который зарабатывает на продаже сопутствующих товаров.
В 2019 году в партнерские модели управления передано 117 станций: 44 в COPO, 56 в CODO и 17 в CORO. В целом число автозаправочных станций сети «Газпромнефть», работающих в партнерских моделях, увеличится до 340. За счет изменения моделей управления АЗС повышаются операционная эффективность и доход всей сети «Газпромнефть» благодаря снижению стоимости пролива. По итогам 2019 года, рост EBITDA компании за счет передачи АЗС в разные модели управления составит 222 млн рублей.
НОВЫЕ ФОРМАТЫ
В 2019 году станции сети появились в Курской, Липецкой, Воронежской и Иркутской областях, а также в Республиках Мордовия, Татарстан, Чувашия и Башкортостан. Существенно увеличилось количество автозаправочных станций — в эксплуатацию введено 92 АЗС: 86 сервисных, две в цифровом формате, одна автоматическая и три комплектные АЗС.
Еще десять лет назад одна заправка была похожа на другую и большой разницы клиенты не замечали. Автовладельцы преследовали только одну цель, когда приезжали на АЗС, — заправить автомобиль. В процессе эволюционного развития топливного бизнеса и здоровой конкуренции на рынке начали появляться новые форматы станций в зависимости от локации АЗС: город, трасса, пригород или село.
Сеть АЗС «Газпромнефть» на протяжении нескольких лет открывала сервисные заправки, станции с кафе и магазином, автоматические АЗС, а в 2019 году запустила сразу несколько новых форматов. «Мы начали с того, что решили развивать культуру пользования автоматическими заправочными станциями. Несколько лет тестировали формат автомата, были трудности и с привыканием клиентов, и с организацией бизнес-процессов. В итоге клиенты по всей России привыкли к ним, и мы видим, что автоматические АЗС второй год показывают положительную динамику роста продаж и перевыполняют плановые показатели на 5%. Этот сегмент конкурентный и востребованный, поэтому мы решили двигаться дальше. Теперь смотрим в сторону смешанных АЗС», — отмечает руководитель сети АЗС «Газпромнефть» в России и странах СНГ Олег Кузьменков.
Сеть АЗС «Газпромнефть» первой из топливных ретейлеров в России запустила проект эксплуатации автозаправочных станций в смешанном формате. В дневное время АЗС работают как сервисные с кафе и магазином, в ночное — как автоматические. Смешанный формат широко применяется в странах Европы и позволяет повысить эффективность АЗС за счет оптимизации работы. Днем на АЗС смешанного формата клиенты могут воспользоваться услугами персонала станции для заправки автомобилей, а также приобрести товары в кафе и магазине. В ночное время АЗС переходят в режим работы автоматических станций, где клиенты самостоятельно заправляются, используя платежные терминалы. Прокачка топлива на АЗС после перевода в смешанный формат работы выросла на 2%.
«Смешанный формат АЗС — это повышение эффективности операционных процессов. Он актуален для станций в спальных районах или небольших населенных пунктах, где нет ночного трафика. В это время клиент может получить топливо, но без услуг кафе и магазина. Похожие форматы АЗС популярны в Европе. Например, в Прибалтике практически все автозаправочные станции ночью работают в автоматическом режиме», — говорит Олег Кузьменков.
Еще один новый интересный формат автозаправочных станций, который появился в 2019 году, — комплектные автоматические АЗС (КААЗС). Станции разработаны российскими заводами специально для сети АЗС «Газпромнефть». Запуск КААЗС требует в 3,5–4 раза меньше инвестиций, чем строительство обычной стационарной автозаправочной станции. Установка модуля занимает всего неделю, а для его размещения требуется земельный участок площадью от 150 до 300 кв. м. В сутки такая станция может заправить бензином и дизельным топливом до 350 единиц транспорта. Преимущество таких станций в том, что компактные размеры позволяют размещать их на парковках торгово-развлекательных центров и в крупных жилых микрорайонах. Масштабное тиражирование проекта запланировано на 2020 год.
«Комплектные автоматические станции объединяют в себе достоинства традиционных автоматических станций и АЗС с наземным размещением резервуара. Пока в нашей стране ни у кого аналогов нет. АЗС нового формата предназначены для локаций, где получить земельный участок под стройку обычной станции проблематично или даже невозможно. Это в первую очередь Центральный регион России и города-миллионники», — рассказывает руководитель сети АЗС «Газпромнефть» в России и странах СНГ.
ПРИДОРОЖНЫЙ КОМФОРТ
Одна из главных задач топливного оператора — чтобы автовладелец мог заправиться в любое время и в любом месте и остался верен одной сети. Однако в битве за клиента важно еще вовремя проинформировать его о возможности получить скидку или воспользоваться акцией на покупку кофе и хот-дога, а также предложить ему широкий ассортимент ресторанного меню, а иногда даже накормить вкусными бургерами фастфуд-ресторана.
В целях развития придорожного сервиса на федеральной трассе М-11 появились две станции сети «Газпромнефть» с магазинами, кафе и ресторанами, детскими площадками и зонами отдыха, а в Санкт-Петербурге открылась первая АЗС с кафе быстрого питания «Бургер Кинг». В 2020 году компания продолжит запускать станции подобного формата, уже поступило 50 заявок от операторов ресторанных сетей на определенные локации в Центральном регионе. В планах запуск на территории АЗС «Газпромнефть» ресторанов «Макдоналдс», KFC и Mgrill. Благодаря сотрудничеству с грандами фастфуда в среднем на одной станции ожидается увеличение трафика на 5–7%, а дополнительная реализация нефтепродуктов может достигнуть 3–5%.
«Это распространенная мировая практика сотрудничества заправочных сетей с ресторанами, кафе и магазинами. Мы оцениваем потенциал для развития такого формата станций в 10% от всей сети и рассчитываем, что в ближайшие 5–7 лет на 100 АЗС «Газпромнефть» могут появиться рестораны быстрого питания», — отметил генеральный директор сети АЗС «Газпромнефть» в России и СНГ Олег Кузьменков.
ЦИФРОВОЙ КОНТАКТ
В этом году количество активных пользователей мобильного приложения сети выросло до 1,5 млн человек.
Во многом благодаря тому, что в компании сделали ставку на создание новых цифровых сервисов для клиентов. 18% клиентов совершали покупки через цифровые каналы оплаты: виртуальную карту программы лояльности, виртуальную кобренд-карту, приложение «АЗС.GO» и топливный кошелек. Также пользователи мобильного приложения сети «Газпромнефть» первыми в России получили возможность управлять кофемашиной в кафе при АЗС — фирменных Drive Cafe — со своего телефона.
Кроме того, сеть АЗС «Газпромнефть» первой на российском топливном рынке запустила функционал эмиссии банковской карты в собственном мобильном приложении: клиенты сети могут получить виртуальную банковскую карту «Автодрайв старт» Газпромбанка.
«Мы запустили эмиссию кобрендовых карт с Газпромбанком. Такого опыта нет ни у кого в мире, мы первые. Изюминка в том, что клиент получает карточный продукт, на который может переводить деньги и с которого может оплачивать топливо и любые другие покупки. При этом тут же получает возможность преференций на топливо при наших стандартных условиях программы лояльности», — отмечает Олег Кузьменков.
Специально для пользователей мобильного приложения сети АЗС «Газпромнефть» была запущена игра Space.GO, где автомобилисты отвечают на вопросы из разных сфер и зарабатывают дополнительные бонусы по программе лояльности «Нам по пути».
Ранее мы писали о том, почему в России бензин не дешевеет вместе с нефтью и что такое цифровая АЗС.
Заинтересовала тема? Можете что-то добавить? Оставляйте свои комментарии - нам важно знать, что вы думаете.
Оригинал статьи и другие материалы читайте на сайте журнала: www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/