Я человек ленивый. Очень. Настолько, что у меня даже есть свой романтический образ, на который равняюсь. В одной из книг Терри Пратчетта был такой студент в Незримом Университете, аналоге Хогвартса, вуза для волшебников. Студент (не помню уже и имя, и название конкретной книги (у Пратчетта их под полсотни)) был наследником огромного состояния дяди. Было хитрое условие - наследство шло на его содержание, на время учебы. С получением диплома содержание прекращалось. При низких оценках содержание прекращалось тоже. Студенту нравилось жить на полную халяву и ничего не делать, кроме учебы. И у него появился План.
Для завершения образования нужно получить 88 баллов на итоговом экзамене, а для получение высокой оценки (для соответствия условию завещания по успеваемости) - 85 баллов. В итоге, каждый год этот студент сдавал ровно на 86 баллов, намеренно допуская несколько ошибок. Этого не хватало для получения диплома и ему приходилось оставаться на “второй год”, но хватало для продления финансового содержания. Для совершения такой операции, студенту пришлось выучить весь материал на совершенном уровне знания, чтобы каждый раз знать все правильные ответы и допускать только определенное количество неправильных. Один раз схема чуть не сорвалась из-за ошибки преподавателя, который засчитал неправильный ответ как верный. Студент официально опротестовал успешную сдачу экзамена, заявив, что не выдержит жизни построенной на лжи. Это был одновременно самый ленивый и самый старательный студент в университете.
Задолго до прочтения этой книжки в своем универе я проживал похожую ситуацию. Я очень не любил вставать рано утром и куда-то ехать. А до универа было ехать далеко. Я был ленив. Ок, я мог бы просто забить и появляться в универе только в удобное для себя время, в чем проблема? В том, что знал, что в этом случае будет как в анекдоте про студенческий ад и ведро гвоздей, где один гвоздик каждый день просто заменяется на большую пачку позже в более сжатых временных масштабах. А моей целью было отсутствие вообще каких-то не было гвоздей в принципе. И я сумел найти свою возможность. Преподавателям от студентов для себя нужны и приятны были две вещи:
1)создание учебного материала (доклады, презентации, отчеты) для забивания времени на семинарах
2)научные статьи и выступления на конференциях для выполнения плана по научной деятельности
У обоих этих задач была одна общая, безумно приятная для меня вещь. Для их выполнения не требовалось вставать в 7-8 утра для прихода к первой паре (семинары всегда по неким внутренним правилам начинались не раньше второй пары). И за помощь в этих вещах преподаватели оплачивали студентам автоматическим проставлением оценок за экзамены или зачеты без посещения оных (“автоматом”) В итоге, после экспериментального первого семестра, я понял, что схема работает и на всех предметах с порога шел к преподавателю с очень хитрым выражением лица и вопросом - как могу помочь и разнообразить учебную деятельность. За свои старания я получал автомат, а так же смело забивал на почти все лекции предмета (золотая студенческая двойка - первая для знакомства с преподавателем и последняя для росписи в зачетке), так как отчетность по посещению требовалось для допуска к экзамену, а мне допуск не нужен был из-за предыдущего пункта. Я убивал двух зайцев сразу: нормально отсыпался дома в время семестров и не появлялся в универе в время сессий.
Я нашел свой маленький рай и также стал одновременно самым старательным и самым ленивым студентом на всем потоке. Серьезно, один раз я понял, что троечник знал предмет лучше меня, так как он переучивал все билеты для очередной пересдачи, а я был знаком только с тем, что мне требовалось для статьи/доклада/презентации и прочего ( а билеты даже не брал в руки). Универ я закончил красным дипломом, так как автоматом ставили в 90% случаев только пятерки и я вынужден был идти только на такую оценку (так и вижу перед глазами мем с чуваком, вытирающего слезы пачками денег).
Собственно, именно эта история подтолкнула меня к очень простому вопросу - насколько действительно плоха лень, если именно она подталкивала меня делать свою жизнь лучше (при сохранении неких сознательного и конструктивного подхода, когда нет полного скатывания в обычное проебывание). Конечно, убирая из уравнения косые взгляды всяких хороших людей и охуительные рассуждения про то, как “надо, правильно и разве тебе не стыдно?!” И что лень вообще представляет собой на самом деле вне штампов и мифов (получается, у нее есть цель?)
Продолжу тему в следующем посте