Новогодние каникулы дали мне возможность познакомиться с двумя окололитературными инфопродуктами родом из Инстаграма. Отзывы напишу на оба, и сегодня очередь вебинара Ольги Брейнингер "Читай как профессор".
С инфопродуктами в соцсетях есть небольшая особенность, которая отличает их от больших платформ с курсами вроде Coursera/Udemy и подобных. Обычно автор продукта, хоть и пишет о нем продающий пост (может быть, несколько), но упор делает все-таки на рекламу, чаще всего в сторис. А покупатель именно из этой рекламы делает выводы, нужно ли ему вообще что-либо покупать.
Реклама от Ольги обещала:
- Научить взламывать текст (что бы это ни значило)
- Помочь достать из текста "всю суть"
- Научить читать как профессор (отсюда название интенсива).
Также в рекламе сообщалось, что вебинар длится три часа, а ведет его профессор Гарварда (все правда).
Лэндинговая страница интенсива, помимо прочего, говорила, что мы разберемся:
- как устроен литературный текст и что такое «нарратив»;
- что делает текст плохим, хорошим или виртуозным;
- как научиться методике макрочтения и выявлять общие темы и приемы у разных писателей, в разных национальных традициях и разных периодах;
- в каких отношениях состоят автор, читатель и текст, и кто определяет правильную трактовку и интерпретацию;
- как считывать культурные артефакты: картины, выставки и рэп-батлы.
И представьте, все это - за те же самые три часа.
Думаю, многие уже догадались, что за три часа научить тому, чему саму Ольгу учили в Оксфорде и Гарварде не один семестр - невозможно. Но согласитесь, "Основные направления в литературной теории 20 века" звучит совсем не так круто, как "Читай как профессор". Но зато отражает суть.
За три часа Ольга очень задорно, очень вдумчиво и действительно харизматично (это ведь тоже важно) рассказала вкратце о семи основных направлениях литературной теории в 20 веке. Именно теории, даже не критики. То есть о том, как философы, психоаналитики и другие светлые мужи (не писатели худлита en masse, я вот к чему) разбирались, куда литература идет, чему служит, как стоит ее рассматривать, как оценивать, отделять ли автора от текста или наоборот, отыскивать его и т.д. Это был действительно интересный, хорошо скомпонованный экскурс - пожалуй, максимум того, что можно было вкратце рассказать за 3 часа, а Ольга даже успела ответить на вопросы.
А, и еще в финале был разбор песни Оксимирона "Горгород" - очевидно, в качестве примера того самого "чтения как профессор".
Однако не могу не заметить следующего:
- Читать как профессор этот вебинар научить не может. Уже хотя бы потому, что ни один профессор не оценивает текст сразу по семи направлениям (некоторые из них противоречат друг другу). Более того, не в каждом произведении нужно и можно отыскать мотивы постколониализма или феминизма. Что-то было актуально в начале 20 века, что-то актуально сейчас, а скорее всего после окончания Гарварда у каждого выпускника формируется некий свой метод, сплав из того, что ему близко и того, что он изучил. Но у прослушавших вебинар ничего сформироваться не могло, они всего лишь узнали самые вводные данные о каждом из направлений.
- Во множестве отзывов, которые публикует Ольга в Инстаграме, люди с восторгом рассказывают, как исписали целую тетрадь конспектов по вебинару. Это выглядит круто, но открою тайну - они ее исписали, потому что 90% терминов и авторов рядовому читателю не знакомы. Это действительно тема для семестра (или не одного) в университете. Где, кстати говоря, студенты и занимаются тем, что бесконечно анализируют десятки текстов чуть больше и сложнее чем "Горгород", который все-таки песня.
- Я, пожалуй, предпочла бы разбор одного романа (рассказа?) на три часа с попутным упоминанием всех необходимых методологий, чтобы получить действительно рабочий пример того, как же читают профессора. Уже потом могла бы сама залезть в книги и посмотреть, чем постструктурализм отличается от формализма. Потому что по факту на маленькую статью в википедии мой конспект потянет, а вот со "взламыванием текстов" совершенно не поможет.
- Ни о каком хорошем/плохом тексте и устройстве текста, нарративе, приемах писателей и т.д. речи не шло, нам едва хватило 3 часов, чтобы пройти по верхам всех 7 направлений и разобрать "Горгород".
Отсюда вывод - названия и лэндинг это чаще рекламная завлекаловка, нежели что-то, отражающее суть. Я ни в коем случае не виню кого-либо в том, что получила не то, что ожидала. Реклама - это реклама, я помню, что она длится в сторис всего 15 секунд и не стоит ждать от нее многого.
И да, если вам хочется узнать о главных направлениях литературной теории 20 века, я смело рекомендую вебинар Ольги - она очень приятный, даже "расслабляющий" лектор, который умеет держать контакт с аудиторией, очень доброжелательна и с готовностью отвечает на любые вопросы. И, возможно, сумеет убедить вас послушать Оксимирона) Ссылка на курс