Найти тему
ГТРК "Владимир"

Страшнее холода был голод. 76 лет со Дня полного снятия блокады Ленинграда

76  лет со дня   снятия  блокады Ленинграда.  Музыкант, педагог, журналист   Михаил Коншин был одним из тех, кто в раннем детстве пережил те страшные дни. Теперь   родному городу снова нужна защита, но уже от лжи, считает Михаил Сергеевич.

Для Михаила Сергеевича Ленинградская блокада - незаживающая рана. Свою жизнь он делит на до и после неё. Его семья  встретила  Великую Отечественную войну в городе на Неве. Жили в коммуналке на Рубинштейна, 27 недалеко от Невского проспекта.

-2

- Мы жили… Я говорю "мы" - это  я и  мамочка, естественно  Наталья Альфредовна  и ее отчим, ее неродной отец, мой неродной дедушка Леонид Александрович Бажин. Он был юрист по профессии   и вот 8 сентября вражеское  кольцо сомкнулось  вокруг Ленинграда.

8 сентября 1941 официально считается началом блокады, а уже в ноябре в городе стало невыносимо жить. Холод, голод, обстрелы, воздушные тревоги.

- Я даже сразу  понять не мог, что случилось. Собственно говоря, когда началась блокада, мне было 3,5 года. Я только,  это уже мама мне подсказала, ее воспоминания, что я сам себя жалел: "Бедный, бедный я мальчик. Мне нечего кушать".

От голода люди теряли рассудок,  человеческий облик,  рассказывает блокадник. 

- Людоедство имело место. Имели случаи погрома булочных и было,  когда в открытом виде несете хлеб, несете карточки,  могут отнять.

Но были и другие случаи. Жертвенности. Неродной дедушка Леонид Бажин  отдавал весь свой паек маленькому Мише, чтобы тот выжил. А сам умер от истощения.  Воспоминания о тех страшных днях и человеческом подвиге Михаил Коншин и его мама потом оставили в сборнике о блокаде. И еще имя одного человека есть в этой книге. Это Екатерина  Корчагина-Александровская - народная артистка СССР, депутат Верховного Совета.  Это она помогла Коншиным уехать из осажденного Ленинграда в Новосибирск. Там в театре  служил брат матери.

- 11 марта 1942 сели в кузов сели в кузов полуторки и Дорогой жизни. Лед крепкий.  Ладожское озера, обстрел, и бомбежка. Ну, мы проскочили  35 км до станции Жихарево,   ну а там полуторки одна за другой  и потом после нас погрузили в товарный вагон. И вот в этом мы   товарняке  целый месяц,  вот мне там и исполнилось 4 года, добирались до Новосибирска.

В Новосибирск Михаил Коншин с матерью  приехали  с диагнозом дистрофия 2 степени. Провели несколько месяцев в больнице. Но это уже было время надежды. Сейчас о тех страшных днях  Михаил Сергеевич  рассказывает школьникам. Всегда показывает самую дорогую для него  памятную медаль - "Жителю блокадного Ленинграда". Он называет ее медалью за жизнь.

Вера Куликова, Илья Хлудов

Видео можно посмотреть здесь.

«Вести-Владимир»