.
Фильм Константина Хабенского Собибор, показанный вчера на НТВ (фильм, основанный на реальных событиях успешного восстания и побега из концлагеря приговоренных к уничтожению евреев), не произвел на меня почти никакого впечатления, ни приятного, ни откровенно неприятного. Просто, посредственный фильм , не лучше и не хуже, других фильмов - на эту же , или схожую тематику. Почти ничего в фильме не зацепило, смотрел этот фильм до конца, просто из любопытства. В фильме нет главного, духовной драмы и жизненно-религиозной трагедии еврейского народа , драмы его богооставленности , и трагедии его многомиллионных жертв, уходящей в какую то бездонную, библейскую тайну. Если же трагедии в фильме не получилось, сколько насилия не клей кадр за кадром, (на что Константин Хабенский , как режиссер очень щедр) , все это будет напоминать какую -то жестокую порнографию, сплошное "садо мазо", до которого низводится трагедия, или, даже, цирк, до которого низводится театр. Потому, не спасла картину , ни даже , казалось бы, хорошая игра актеров, ни подлинные события, на которых основывается сюжет фильма, ни яркая книга Ильи Васильева, по мотивам которой- и поставлен фильм. Да и зло фашизма - не показано в своей подлинной страшной, и жуткой сущности. В фильме оно , являет скорее, какой -то, карнавальный , чем реалистичный характер. Да и выглядит это зло больше стихийно- человечным, и эмоциональным , как изливания самых темных и жестоких подонков души, каких- то, совсем уж опустившихся немцев, временами, куда больше напоминая стихийно-спонтанное зло большевизма, чем , собственно, зло фашизма, хотя, возможно , одно зло не может быть лучше, другого зла.
...Однако, зло фашизма потому и намного страшнее зла большевистского, что оно было скорее, слишком гигиеничным, античеловеческим, машинальным, и равнодушным, говоря о характере его жутких преступлений, о которых и, сейчас, страшно читать. Оно было не эмоциональным, а рассудочным, и вменяемым. Ведь подписывали эти страшные документы по истреблению евреев, как и совершали зло опытов над людьми, (говоря и о злодеяниях нацистских врачей), отнюдь не монстры, не маньяки, а люди, считающие себя очень "приличными", считающие себя господами, элитой мира и культуры, спасителями мира. Самое лучшее, что удалось в фильме , (не считая отдельных, удачных психологических кадров), это его концовка, и слова благодарности родителям и учителям, уже в титрах - вот и все, что можно сказать. В качестве сравнения, Список Шиндлера, может быть фильм и попсовый, (по голливудски- пафосный, и идеологичный, может быть, даже, и с налетом некоторой лжи), но несомненно, это сильный фильм.
По крайней мере, Список Шиндлера, меня впечатлил.