Найти в Дзене
sergeypotekhin

Уникальный Буддийский храм на Урале

Первые проповедники буддизма появились в Центральной Азии — регионе, примыкающем к Южному Уралу — в I–II веках н. э., со времени основания «Великого шёлкового пути» — караванной дороги, связывавшей Восточную Азию со Средиземноморьем. На территории современного Казахстана, особенно в Семиречье, он активно распространялся и исповедовался до тех пор, пока в X веке хан тюрок-караханидов Богра не сделал ислам государственной религией. Тем не менее, буддизм сохранялся в Семиречье по крайней мере до XIII века, пока не был окончательно вытеснен исламом.Вновь на Южном Урале буддизм появился благодаря калмыкам — монгольскому народу, населявшему Джунгарию, — обширный регион, ныне находящийся на западе Китая. Во второй половине XVI века крупные калмыцкие племена торгоутов и дербетов начали откочёвку на запад через земли Южного Урала. Калмыки (ойраты), в отличие от других монгольских народов, сохраняли практику буддизма в непрерывности со времён Монгольской империи. Изначально это была традиция кагью — одно из направлений тибетского буддизма. В XVI веке среди калмыков активно распространялись учения школы гелуг. Впоследствии буддизм, исповедуемый калмыками, станет известен как «красно-жёлтый» или «пёстрый» — то есть как сочетание учений школ кагью и гелуг с преобладанием последней.

Одно из первых упоминаний о калмыках в русских письменных источниках встречается в указе царя Ивана Грозного от 30 мая 1574 года на имя знаменитых уральских купцов Строгановых, в котором им повелевалось поощрять торговлю с соседними народами, в том числе с калмыками. В начале XVII века калмыцкие торговцы действовали не только в Зауралье, но, пересекая Уральский хребет, заезжали и в европейскую часть страны — в частности, в Кунгур. Одним из следов калмыцкого присутствия в Зауралье является так называемая Калмацкая дорога — участок крупного торгового пути, соединявший Пышму и Бобровку. Калмыцкими когда-то назывались и степи, лежащие к югу от реки Исеть. Первая шерть (договор) о подданстве Московскому царю была заключена правителем волжских калмыков Шукур-Дайчином в 1649 году.Сначала у калмыков, кочующих по Южному Уралу, не было стационарных буддийских храмов — их функции выполняли соответствующим образом обставленные переносные юрты-«кибитки» .Но уже середине XVII века в северно-восточном Казахстане был основано несколько стационарных буддийских монастырей, в частности – Дархан-Цорджийн-хийд и Аблайн-хийд (основатель последнего, калмыцкий тайша Аблай, некоторое время владел легендарным панцирем Ермака, подаренным ему Иваном Грозным) и другие. В 1660–1670 годах Цорджийн-хийд был разрушен казахами, когда же затем его руины обнаружили русские переселенцы, они нашли на его месте остатки семи монастырских каменных зданий, «палат», и назвали основанный ими новый город Семипалатинском.

Первым крупным буддийским наставником, посещавшим Уральский регион, был калмыцкий Зая-пандита Намхайжамц (1599–1662), сын хана калмыков-хошеутов. Он обучался в тибетском монастыре Дрепунг, где за особые успехи в учении получил титул «пандита», был личным учеником и приближенным к Далай-ламе V. В 1647 и 1660 годах Зая-пандита посещал Нижнее Поволжье с проповедями, а также для установления в этих землях недавно принятого свода законов, Степного уложения, для чего ему пришлось проезжать через калмыцкие кочевья Южного Урала. Фактически, Зая-пандита, избранный первым Шаджин-ламой (Верховным ламой калмыцкого народа), стал первым наставником столь высокого ранга, когда-либо посещавшим земли, входившие в состав России. Косья — посёлок в Нижнетуринском городском округе Свердловской области. Он расположен в пойме реки Ис у подножия горы Качканар, к северо-западу от городов Качканар и Нижняя Тура. Подъём от Косьи короче на 2 км (в сравнении с дорогой из города Качканар от КПП Западного карьера). Он немного круче, но зато с Косьи открывается отличный вид на всю гору Качканар, которого не будет, если вы решите подниматься из города.На рис. 1 вы можете видеть, где находится посёлок Косья, город Качканар и храм на горе между ними.Этот рисунок нужен для того, чтобы вы понимали, как деревня располагается относительно города Качканар, так как при подъезде к развилке Косья-Качканар указатель есть только в сторону Качканара (направо), а в сторону посёлка Косья (налево) указателя нет. Ниже на рис. 2 и рис. 3 вы увидите подробнее эту развилку, на которой вам нужно повернуть налево. Миновав развилку и продолжая движение прямо, вы доедете до Косьи (рис. 4).

Заехав в посёлок, вы окажетесь на ул. Ленина. Проезжая по ней, вы увидите два продуктовых магазина. Выбор в них невелик, но продукты вроде хлеба или молока можно на Косье купить только здесь (рис. 5). Продолжаете движение по ул. Ленина, после школы вы сворачиваете направо, затем налево (рис. 6). Вам необходимо добраться до дома № 3 по ул. Горная. Однако оставлять автомобили у этого дома не нужно. Припарковаться лучше всего в месте, указанном на рисунке надписью «для автомобилей».Если у вас возникли вопросы, то вы можете зайти и узнать всё в доме, указанном на рис. 6 как «Будущая гостиница для гостей «Шедруб Линга». В нём живут члены общины «Шедруб Линга». От «гостиницы» видно начало подъёма (рис. 7), — тропинка, уходящая в лес.Вам следует подниматься по этой тропинке, не сворачивая, вплоть до самого храма (рис. 8). Следуйте красно-белым меткам на деревьях.

Редактировать галерею
Редактировать галерею
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22