Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Правда делает свободной…

Что будет, если скрестить «Семь» и «Пилу»?

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Кадр из фильма "Посрами дьявола" (2013)
Кадр из фильма "Посрами дьявола" (2013)

Мы решили сделать большую серию материалов, посвященных современному британскому криминальному кино, а потому решили прибегнуть к уловке. А именно, соединить несколько моментов. Во-первых, начать с фильмографии Саймона Филлипса – актера, который как раз считается «сугубым» символом английских мрачных лент. Во-вторых, найти ленту, название которой уже встречалось бы в прошлом.

Кадр из фильма "Посрами дьявола" (2013)
Кадр из фильма "Посрами дьявола" (2013)

В итоге наш выбор пал на фильм 2013 года «Посрами дьявола», чье наименование повторяет титул кинокартины 1953 года. Постановщиками оной были одновременно Джон Хьюстон и Хамфри Богарт (последний даже вложил в неё свои деньги), но при этом «Посрами дьявола» не была ни нуаром, ни даже триллером. Это была авантюрная кинокартина, в настоящее время хотя и считающаяся своего рода классикой, однако в указанном 1953 году особого интереса у публики не вызвавшая.

Коллаж к афише фильма "Посрами дьявола" (2013)
Коллаж к афише фильма "Посрами дьявола" (2013)

Прошло шестьдесят лет и британцы решили поставить ленту с таким же названием, но ни разу не ремейк (что уже хорошо). Завязка у этого творения, являющего собой нечто среднее между криминальным расследованием и триллером про маньяков, была в высшей мере интересная. Это проблема лжи. Скажешь правду – освободишься и будешь жить. Соврешь - и тут же умрешь. А чтобы весь этот в высшей мере драматический процесс был еще более трагичным и мрачным, в качестве «судьи» и «палача» выступает т.н. «детектор лжи» (он же полиграф). Тот приводит в действие смертоносные конструкции: пускает ток, нажимает спусковой крючок и т.д.

Кадр из фильма "Посрами дьявола" (2013)
Кадр из фильма "Посрами дьявола" (2013)

То есть отсылки к бесконечной хоррорной франшизе «Пила» вполне очевидны. А ещё оказывается, что незримый поборник правды как-бы-придерживается «заповедей Господних». Тут мы можем увидеть перекличку с гениальным нуарным триллером Финчера «Семь» (1995). Различие состоит в том, что нарушение заповедей (которых десять) и смертные грехи (которых в католичестве - семь, но в Православии – восемь) – это совершенно не одно и то.

Кадр из фильма "Посрами дьявола" (2013)
Кадр из фильма "Посрами дьявола" (2013)

Мне не раз приходилось иметь дело с различными сектами, а потому я не понаслышке знаю, что в оных всякого рода «мистическая муть» - это всего лишь прикрытие для того, чтобы побольше «изъять» денег у доверчивых граждан. Подлинный мистик в жизни не будет создавать секты и тому подобное. А потому по мере просмотра фильма я все больше и больше убеждался в том, что весь этот религиозный антураж – «веер», которым, активно размахивая, пытаются отвлечь внимание от «сути».

Кадр из фильма "Посрами дьявола" (2013)
Кадр из фильма "Посрами дьявола" (2013)

Насколько заманчивым было начало фильма, настолько малоубедительной была его вторая половина. Иногда мне казалось, что сценаристы изучали работу полиции вообще, и деятельность Скотланд-Ярда в частности по дешевым криминальным романам. Поведение главного героя в определенный момент становится и вовсе парадоксальным. Вместо того, чтобы «отработать» улики, он начинает в буквальном смысле мучиться каким-то отвлеченными моментами типа «психологического портрета убийцы». В итоге он напоминает зайца, попавшего в трясину, чем активнее он дергается, тем больше вязнет.

Кадр из фильма "Посрами дьявола" (2013)
Кадр из фильма "Посрами дьявола" (2013)

Концовка, как и во многих подобных фильмах, лишена какого-либо оптимизма. И вообще возникает ощущение, что последние полчаса криминального повествования делались только для того, чтобы подвести зрителя к трагическому финалу. А вот в оном как раз имеет смысл взглянуть на список смертных грехов, в частности католическую tristitia (уныние) и присутствующую только в Православии (наряду с упомянутым «унынием») Λύπη, то есть «чрезмерную скорбь». Хотя это и есть те самые греховные чувства, что придают эмоциональный окрас нуару в целом.

Кадр из фильма "Посрами дьявола" (2013)
Кадр из фильма "Посрами дьявола" (2013)

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако в самом ближайшем будущем мы продолжим знакомить Вас с современным британским криминальным кинематографом, а потому не забывайте читать наши новые материалы. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»

Cайт про жанр нуар http://noir-film.ru/

«Жаркое место»: кадры прекрасной Коннелли, кои не встретишь в киноведческих журналах

Радующая глаз тссс…символ нуара

Нуар-краcоткu советского кино